ОО «Локальный профессиональный союз работников образования и науки Костанайской области» проведён круглый стол «Соблюдение норм педагогической этики – важная задача современного педагога».
Участниками встречи стали директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Институт профессионального развития по Костанайской области» Марионелла Слесарь, представитель уполномоченного по правам человека по Костанайской области Амантай Есимов, председатели советов молодёжи районных и городских филиалов Локального профсоюза.
- К сожалению, в последнее время мы сталкиваемся с целым рядом резонансных дел, связанных с обвинением учителей в нарушении ими норм профессиональной этики. Эти частные истории не могли остаться без внимания со стороны профсоюза, – отметил в своём выступлении председатель Локального профсоюза Василий Цымбалюк. – Главная задача нашего объединения – защита социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза, что обеспечивается прежде всего через инструменты социального партнёрства – соглашение и коллективные договоры. Отмечу, соглашение о соцпартнёрстве на 2021-2023 годы между управлением образования Костанайской области и Локальным профсоюзом включает более 80 норм, улучшающих условия работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, что в свою очередь обеспечивает благоприятный психологический климат в трудовом коллективе – важную составляющую исполнения норм педэтики. При этом ежегодно в соглашение вводятся новые льготы.
Важным акцентом в исполнении норм педэтики является юридическая грамотность педагога. Как раз на это направлена гарантированная бесплатная правовая поддержка профсоюза. Открытая в структуре Локального профсоюза по поручению председателя ФП РК Сатыбалды Даулеталина юридическая клиника реально действует. Только в 2022 году через механизм согласительной комиссии и в судебном порядке восстановлены законные права 10 работников – членов нашего профсоюза. Всего юридической клиникой в прошлом году оказана правовая помощь почти пяти тысячам работников организаций образования, и, соответственно, проведено обучение нормам трудового права. Но у педагогов, кроме прав, есть и обязанности, одна из которых – соблюдение норм педагогической этики. Нарушение правил педэтики является дисциплинарным проступком и влечёт дисциплинарную ответственность педагога в соответствии с трудовым законодательством РК. Независимо от того в служебное или неслужебное время, педагог должен соблюдать основные принципы педагогической этики. На сегодняшний день практика показывает, что педагоги не всегда придерживаются этих принципов.
Василий Александрович представил одного из гостей круглого стола – представителя уполномоченного по правам человека по Костанайской области Амантая Есимова, который ознакомил участников деловой встречи с деятельностью представительства и новыми возможностями для граждан в отстаивании своих прав.
- Представительства уполномоченного по правам человека открыты в 17 областях Казахстана. Это связано с принятием нового конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в РК», который был принят в ноябре прошлого года, – пояснил Амантай Амиржанович. – Этим законом значительно усилены компетенции уполномоченного, а основной задачей является содействие восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Сейчас должность уполномоченного занимает Артур Ластаев. Это ответственная государственная должность, установленная Конституцией РК в целях обеспечения государственной гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения. При уполномоченном создан рабочий орган – Национальный центр по правам человека, региональным представительством которого является в том числе и представительство в Костанайской области. В компетенцию уполномоченного и представителя в регионах входит рассмотрение жалоб наших граждан на нарушение их прав и свобод, правовое просвещение. Мы не относимся ни к правоохранительным, ни к местным исполнительным органам, уполномоченный по правам человека независим и неподотчётен ни государственным органам, ни должностным лицам. А воспрепятствование его деятельности подлежит преследованию в соответствии с законодательством. Основной блок работы в настоящее время – это рассмотрение обращений граждан. Обращаются по разным проблемам: и здравоохранение, и вопросы миграции, трудовые споры, нарушение прав осуждённых, социальные услуги и многие другие вопросы. Конечно, если будут нарушаться права педагогов или учащихся, мы будем подключаться и работать. В Законе «О статусе педагога» хорошо прописаны все нормы, но главное, чтобы они работали в реальности. Во взаимодействии с практиками, при получении обратной связи в наших силах «отшлифовать» эти нормы.
Руководитель отдела мониторинга и анализа качественного состава педагогических работников управления образования Айман Дощанова обратила внимание на то, что педагог – это не только профессия, но и образ жизни, поэтому следует вести себя этично не только в отношении коллег, учеников, их родителей, но и в повседневной жизни.
- В организациях образования области работают около 18 тысяч педагогов. Естественно, как и в любом другом коллективе, должна соблюдаться профессиональная этика, уважение друг к другу. Коллективы в школах большие, люди работают с разными темпераментами, и бывают ситуации непонимания, различия во взглядах, в итоге к нам поступают жалобы, обращения. В управлении образования действует телефон доверия, на который любой может позвонить анонимно и сообщить о фактах нарушения педагогической этики. С начала этого года поступили четыре звонка с жалобами на действия администрации. Все эти факты незамедлительно отрабатываются с отделами образования, мы рекомендуем решать конфликты сначала медиативным способом, не доводя до совета по педагогической этике. Поступают жалобы и открыто, которые мы принимаем и через интернет-платформу, и на личном приёме граждан, и через канцелярию. Любой сотрудник школы, не только педагог, имеет право обратиться в управление образования. Мы выезжаем, проводим беседы, в большинстве случаев факты нарушений подтверждаются.
Василий Цымбалюк добавил в своём комментарии, что в целом педагоги Костанайской области отличаются принципами порядочности, огромное количество людей работают профессионально и качественно. А потому, когда случаются ситуации, идущие вразрез с этическими нормами, они, конечно, воспринимаются болезненно, стыдно становится за коллег, которые допустили такие нарушения. И нередко это недоработка руководства организации образования – директора, заместителей, в обязанности которых входит контроль за исполнением всех норм, в том числе и педэтики.
Директор Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Марионелла Слесарь подчеркнула, что сегодня на уровне государства много делается для поддержки педагога, для повышения его статуса, педагог защищён не только в плане материального и морального поощрения, но и в отношении своей деятельности.
- Можно сказать, что государством учитель возведён на высокий пьедестал. Но соответствуем ли мы, учителя, этому высокому пьедесталу? – обратилась к участникам круглого стола Марионелла Васильевна. – Начинаешь об этом задумываться на заседаниях комиссии по педагогической этике или когда в соцсетях видишь то, что свидетельствует об отсутствии у учителей элементарных навыков коммуникативной культуры. И нам, педагогам, отлично знающим свои права, неплохо было бы отлично владеть и знанием своих обязанностей, в первую очередь – знанием педагогической этики. Разумеется, каждый учитель живой человек, у него могут быть ошибки, промахи, могут быть срывы. Но из любой ситуации он должен находить правильный выход, к этому его обязывает профессия. За пять лет учёбы в институте нам постоянно говорят, что учитель – это святая профессия, нас призывают к морали и высокой нравственности. Но почему-то на работе, порой, об этом забывается. В конфликте с учеником или родителем именно учитель должен погасить этот конфликт, не допустить разрастания проблемы. Более того, учитель должен вовремя увидеть и отреагировать на возникающую проблему. Если же конфликт между коллегами, то здесь всё зависит от мастерства педагога либо руководителя, который имеет больше возможностей, чтобы урегулировать ситуацию. Мы живём в такое время, когда учитель уже не может быть авторитетом априори, при широком доступе информации, любых знаний учитель должен ежедневно подтверждать свой профессионализм. И в первую очередь тот, который касается личностного взаимодействия с учениками, их родителями, коллегами. Но по-прежнему учитель остаётся объектом подражания для ученика. Поэтому я всегда напоминаю учителям: «Пожалуйста, ведите себя так, как вы хотели бы, чтобы вас повторили ваши ученики». Ещё один важный момент – учитель и медиа-пространство. Учитель должен быть представлен и в социальных сетях, и в средствах массовой информации для того, чтобы наполнить их развивающим, мотивирующим, направляющим материалом, а не негативом и обвинениями. Давайте развернём социальные сети во благо учителя и его статуса. Также очень важно иметь развитый эмоциальный интеллект, который позволяет распознавать эмоции, чувствовать их и, соответственно, выстраивать гармоничные отношения. И очень хорошо, что проект по развитию эмоциального интеллекта сейчас внедряется в школах области Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования. В рамках наших курсов мы тоже эту тему рассматриваем. Врачи перед вступлением в практику приносят клятву Гиппократа. Думаю, было бы хорошо, если бы начинающие педагоги тоже принимали некий кодекс, который бы призывал следовать нравственным и этическим нормам.
Марионелла Слесарь особо отметила, что в Костанайском филиале «Өрлеу» специалисты готовы сделать всё для развития педагога, чтобы учитель здесь смог получить ответы на любые вопросы. Постоянно ведётся работа по повышению правовой грамотности, а с этого года организованы час правых знаний и приём по личным вопросам при участии руководителей образовательной сферы области.
Завершая работу круглого стола, Василий Цымбалюк резюмировал:
- Каждый педагог должен помнить, что он на виду, его слова и поступки анализируются другими людьми, обществом в целом. Соблюдение этики во взаимодействии с коллегами, учениками, их родителями – залог профессионального роста, психологического спокойствия и результата образовательного процесса в целом.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.