История школьной газеты

Выпуск - №26 (422)   :   25.06.2020
262

Пятый год в рудненской средней школе №14 выходит газета «PROkaДЕТСТВО», которую создают ученики – члены кружка юнкоров.

Я убеждён, что всякий педагог, работающий в школе, должен вести какой-то кружок или секцию, которая по душе ему самому, дополнительно развивая детей. Педагог сможет увлечь детей интересным делом, развивать их скрытые способности, ведь у каждого ребёнка есть талант, надо найти его, а в комфортной творческой среде он обязательно расцветёт и заиграет. Впервые меня на эту тропу подтолкнул Арман Шамшин, ныне директор Костанайского строительного колледжа. В молодости мы вместе занимались в одной секции футбола. Физик по образованию, Арман Жаганович организовал в своей школе секцию футбола, его мальчишки успешно выступали на различных соревнованиях. Последовав примеру своего старшего друга, в течение многих лет я тоже приучал ребят к здоровому образу жизни, к спорту, к футболу.

Пять лет назад направление изменилось, мне предложили вести предметный кружок. Поскольку я уже занимался журналистикой, имел опыт работы в городских газетах, решил организовать кружок юных журналистов, мне было удобно объединить вокруг своего увлечения школьников. К тому же эта деятельность связана с предметом, требует постоянной работы над словом, определённого кругозора, наблюдательности, оригинального мышления, то есть всего того, что необходимо для творческого развития детей. Объявил ребятам, что будем работать над выпуском своей школьной газеты, детям всегда интересно видеть результаты своего труда. Газету решили назвать «PROkaДЕТСТВО», так как школа у нас с военно-патриотическим направлением, есть кадетские классы, специализированные и смешанные классы. На первых порах просто хотелось выявить одарённых детей, имеющих склонность к журналистской деятельности: находить тему, собирать материал, проводить опрос, брать интервью, составлять вопросы, грамотно распределять собранный материал, следить за языком, последовательностью и логичностью изложения, стараться «оживлять» текст какими-то интересными наблюдениями, иметь своё мнение по излагаемой теме.

Первое заседание редколлегии будущей газеты состоялось в декабре 2015 года. Многие ребята прошли путь от становления газеты до сегодняшнего дня: Радмила Ташимова, Темирлан Молдахметов, Вероника Новикова, Виолетта Доманькова. Режим и формы работы кружка напоминают деятельность обычной городской газеты: собираемся на «летучку», обсуждаем темы, идеи детей, разбираем, составляем подробные вопросы, разрабатываем план действий, получаем задания и отправляемся их выполнять, так как журналиста «кормят ноги». Потом дети приносят свои материалы, и начинается совместная кропотливая работа над редактированием, переделываем, уточняем, добавляем, наконец, материал готов. Все материалы распределяются по рубрикам, добавляются фотодокументы, начинается вёрстка газеты. Наши ребята пока этого делать не умеют, необходимо знание графических программ, поэтому мы обращаемся к нашим друзьям-профессионалам из городских газет.

Следует оговориться, что я не журналист по профессии, а филолог, и наши юнкоры не так сильны в теории, они больше практики, поэтому мы склоняемся к художественно-публицистическим жанрам, любим писать эссе, зарисовки, хотя по роду деятельности работаем и в информационных жанрах, готовим интервью, репортажи, реже наши ребята практикуются в аналитических жанрах, делают обозрение, рецензию.

В конце января вышел первый номер нашей газеты, и это стало стимулом для детей, появилась творческая активность. В своих материалах ребята пишут о своей школе, о значимых событиях, об интересных мероприятиях, о необычных учениках, об учителях. В школе всегда много интересного, каждый день наполнен чем-то новым, юнкоры должны найти это «необычное в обычном», увидеть и описать. Параллельно с самого начала мы старались отправлять наши лучшие материалы в городские и областные издания. Весной в областном еженедельнике «Учительская плюс» вышли статьи Дарьи Кузнецовой и Радмилы Ташимовой. На каникулах мы стараемся разнообразить нашу работу, совершаем экскурсии в городские печатные издания, перенимаем опыт, изучаем «кухню журналистики», занимаемся ранней профориентацией детей. В корпорации «SANA» ребята познакомились с деятельностью рекламных менеджеров, дизайнеров, пообщались с журналистами газеты «Хорошее дело». В конце учебного года побывали в редакции городской газеты «Рудненский рабочий». Знакомство с городскими печатными изданиями обогатило наших юнкоров, расширило их кругозор и представления о работе как журналистов, так и современных СМИ в целом.

Осенью 2016 года в Костанае был организован областной конкурс детских печатных, электронных, теле- и радио-СМИ «Армандастар», на который мы ехали поучиться, набраться опыта, так как шли своим, неизведанным путём. И очень воодушевило ребят, что наша юная газета «PROkaДЕТСТВО» заняла 1 место в номинации «Детское школьное печатное СМИ». А далее наши творческие контакты продолжали расширяться, мы установили союз с ТРК «Рудный дауысы», где регулярно стали выходить наши передачи «Особое мнение» и «+-16», ребята освоили работу радиожурналиста.

С сентября 2017 года школы нашей страны начали работать по обновлённой программе содержания образования, произошёл поворот от теории к практике. В этом отношении у наших детей сложностей не возникло: они осваивают работу со словом на деле. И это у них получается очень даже неплохо. Доказательство тому – новый творческий союз с газетой «Магнетит», где под рубрикой «Кадетство» регулярно публикуются материалы наших юнкоров. В марте 2017 года в столице проводился XIV республиканский медиафестиваль детских и молодёжных общественных СМИ, наши юнкоры впервые заочно участвовали в номинациях «Детское печатное СМИ» и личных конкурсах. Наша газета получила диплом 3 степени, юнкор Темирлан Молдахметов – диплом 1 степени, Вероника Новикова и Радмила Ташимова – дипломы 2 степени. С сентября 2018 года начали готовиться к поездке в Астану, чтобы принять очное участие в традиционном международном медиафестивале. Нашим опытом заинтересовались, в гости к редколлегии «PROkaДЕТСТВО» прибыл коллектив журнала «INTERNS» Назарбаев Интеллектуальной школы г. Костаная. С тех пор юнкоры двух изданий плодотворно сотрудничают, проводят совместные творческие мероприятия.

В феврале прошлого года открылся ещё один кружок для ребят, интересующихся журналистикой, уже при городском Дворце развития и творчества детей и молодёжи. Здесь мы стали выпускать газету «GOLDEN time style» и весной в объединённом составе впервые принимали участие в международном медиафестивале в Нур-Султане. Форум собрал юнкоров всей страны, было много различных конкурсов, презентаций, экскурсий, мастер-классов, встреч с журналистами столичных изданий. В результате презентация нашего издания и газета «PROkaДЕТСТВО» получили дипломы 1 степени, творческая презентация всей команды была оценена дипломом 2 степени. В конкурсе «Юнкор года» вместе с выпускниками-старшеклассниками успешно дебютировал восьмиклассник Темирлан Молдахметов, заслужив специальный приз. Запомнились слова президента СДОО «Жулдыз» Елены Дмитриенко, сказанные на открытии фестиваля: «Медиафестиваль предоставляет широкие возможности проявить таланты, заявить о своей мечте, получить путёвку в профессиональную журналистику. В любом случае вы научитесь владеть словом, информацией. То есть, где бы вы ни были, ваши профессиональные качества открытости, дружелюбия, коммуникабельности всегда пригодятся».

В этом учебном году мы, конечно, вновь готовились к участию в международном медиафестивале, приобретя опыт, решили подготовить интересную презентацию, приобрели экипировку, организовали несколько медиафестивалей: один в Рудном, на базе Дворца развития и творчества детей и молодёжи, второй в костанайской НИШ с участием юнкоров области. Словом, готовились основательно, хотели показать себя в столице на самом достойном уровне, но помешала пандемия… Наши выпускницы были особенно заинтересованы в медиафестивале: здесь для старшеклассников проводится специальный конкурс «Юнкор года», по результатам которого выдаются именные сертификаты факультета журналистики ЕНУ им. Л.Гумилёва. Наш юнкор Мария Лопушнян хочет стать журналистом, в течение двух лет она занималась в кружке «Юный журналист», её материалы регулярно выходили на страницах городских газет. Статьи Марии отличаются необычным и богатым содержанием, стройной, последовательной композицией, интересны читателям. В этом году Мария Лопушнян завоевала диплом 1 степени республиканского заочного конкурса юнкоров и молодых журналистов, а на Последнем звонке ей было вручено свидетельство об освоении дополнительной образовательной программы «Основы журналистики».

Кстати, в заочном республиканском конкурсе этого года участвовали 10 наших юнкоров и завоевали девять дипломов 1 степени и один диплом 3 степени. Мечтают стать журналистами Темирлан Молдахметов, Саша Тягельская, Злата Иванова и другие ребята. На протяжении всей нашей деятельности, с первого экспериментального номера помощь и внимание нам оказывала Татьяна Дозорцева, будучи методистом городского отдела образования. Конечно, наша работа была бы невозможна без поддержки и заботы администрации школы, директора Абзала Агатая.

Прошло почти пять лет, ребята увлечённо продолжают свою работу, школьная газета регулярно выходит раз в четверть, в городских газетах постоянно публикуются материалы наших юнкоров, ребята всё так же внимательно отслеживают интересные события в жизни школы и города, чтобы описать это в своих статьях. Действительно, мы живём в век информации, и кем бы завтра ребята ни стали, навыки владения словом, умение работать с информацией, открытость, дружелюбие и коммуникабельность им обязательно пригодятся.

Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы, руководитель кружка «Юный журналист» СШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.