Как учитель я принесу больше пользы своей стране

Выпуск - №29-30 (425-426)   :   14.08.2020
343

Перед выпускником костанайского лицея «Бiлiм-инновация» Жандосом Абдихадиром был открыт широкий профессиональный путь. Один из самых сильных учеников, лауреат премии «Триумф» по итогам 2019 года, мог выбрать любой престижный факультет вуза. А он предпочёл профессию учителя.

Жандос Абдихадир ещё до окончания лицея получил грант на обучение в Назарбаев университете. Получение заветной путёвки в вуз стало закономерным итогом успешной учёбы, побед на предметных олимпиадах, блестяще пройденных экзаменов. Но путь к этой цели получился непростым.

- В 6 классе я был круглым троечником, наверное, одним из худших в школе, - рассказывает Жандос. – Не потому что было трудно, а потому что не хотел учиться, прогуливал уроки. И мама, чтобы изменить моё отношение к учёбе, предложила перейти в Назарбаев Интеллектуальную школу или в Казахско-турецкий лицей (сейчас лицей «Бiлiм-инновация»). Конечно, чтобы попасть в одну из этих школ, пришлось месяц усиленно готовиться, но в итоге получилось поступить и в НИШ, и в КТЛ. Я выбрал лицей, и не ошибся. Здесь я увидел абсолютно другие отношения между учениками и учителями, получил сильную мотивацию к получению знаний и поменял свои жизненные цели.

7 и 8 класс в лицее «Бiлiм-инновация» для Жандоса стали важными ступенями вверх по лестнице успеха. Он подтянулся по всем предметам, быстро вышел в отличники. И не потому, что были строгие требования, а потому что учиться оказалось очень увлекательно. 

- Переломный момент в отношении к учёбе случился, наверное, в 8 классе, - вспоминает Жандос. – И главная заслуга здесь наших учителей, которые смогли заинтересовать. В нашем лицее, может быть, не самые сильные предметники, но точно самые сильные наставники. Они умеют направлять, мотивировать, поддерживать морально, а это, я считаю, гораздо важнее. У нас с педагогами очень доверительные, товарищеские отношения. Ведь они с нами с утра до ночи. Мы не только занимаемся школьными предметами, но и вместе играем в футбол, пьём чай, беседуем по душам. 

В 8 классе Жандос вошёл в олимпийскую команду лицея и занялся подготовкой к областным интеллектуальным состязаниям. После нескольких проб по разным предметам он остановился на физике. Вообще Жандос — математик, в этой науке он чувствует себя как рыба в воде. Но физика, как говорит он сам, на 70 процентов математика. И к тому же именно этот предмет преподавал очень уважаемый Жандосом педагог. 

- Мой учитель физики Женис Кенжекей – человек огромной эрудиции, большой профессионал, с сильным характером, харизматичный. Под его руководством только в прошлом году команда физиков завоевала 26 медалей. Поэтому заниматься у него было настоящим удовольствием. Я и сейчас продолжаю с ним общаться, мы регулярно созваниваемся, разбираем мои промахи и успехи, он даёт мне очень ценные советы. На выбор предмета для участия в олимпиадах повлиял и тот факт, что у нас вели уроки старшеклассники, которые входили в сборную Казахстана по физике, поэтому было у кого учиться. 



Успех пришёл не сразу. Первый более или менее достойный результат получился в 9 классе, когда на областной олимпиаде по физике Жандос занял 4 место. 

- Но это было не то, к чему я стремился. Расстроился, конечно. Ведь готовился я полгода, по восемь часов в день. Поэтому тот факт, что я не вышел в призёры, стал для меня ударом, от которого отходил больше недели. Сидел дома, читал книги, приходил в себя. Но потом настроился на то, чтобы в следующем году не оставить моим конкурентам ни единого шанса. И начал усиленно готовиться: вставал в 6 утра, завтракал, а потом шёл в кабинет и занимался по 10-11 часов с небольшим перерывом. В 10 классе перед областной олимпиадой я уже был уверен, что займу 1 место. Так и вышло, я набрал 38 баллов из 40, это был второй или третий результат по республике. 

Затем были бронзовая медаль республиканской олимпиады, участие в международной олимпиаде по физике, которая проходила в Якутии и собрала молодых интеллектуалов из многих стран мира. Жандос был одним из самых юных участников, призёром не стал, но уверен, что получил огромный и очень важный опыт: пообщался со старшими ребятами, узнал много полезного о системах учёбы в других странах, о подготовке к олимпиадам. Перспективного ученика пригласили на республиканские сборы по физике для подготовки к европейской олимпиаде. На каникулах он преподавал детям физику в тренировочном лагере в Павлодаре. А в концу 10 класса Жандос начал усиленно заниматься подготовкой к экзаменам для поступления в международный вуз. 

- Для поступления в один из ведущих мировых университетов мне нужно было сдать экзамены по математике и физике, по английскому языку и пройти тест на аналитическое мышление. Когда получил результаты тестов по математике (800 баллов из 800) и физике (780 из 800), то был просто счастлив, этот успех с лихвой перекрыл для меня все прошлые неудачи. Английский язык я сдал на 6.5 из 9. Это хороший уровень, если учесть, что 9 баллов – идеальный английский носителя языка. Помимо этого нужно было написать около семи эссе на разные темы, а также подготовить множество различных документов. С бумагами помочь мне было некому, я сам всё узнавал, собирал, заполнял… Это оказалось не так-то просто. В сентябре прошлого года я подал документы в четыре университета США. Но, к сожалению, не прошёл: для иностранца я оказался не настолько хорош, чтобы тратить деньги на моё обучение. И тогда я подал документы в Назарбаев университет, где, я считаю, можно получить очень качественное образование по мировым стандартам, где преподают специалисты из Гарварда, Оксфорда, Кембриджа… Благодаря своим результатам (экзамены в международные вузы приравнивают к ЕНТ, и мой показатель оказался высшим – 140 баллов из 140), я прошёл на грант и зачислен на 1 курс департамента изучения математики.  

На вопрос, почему изо всех доступных профессий выбор пал на педагогику, Жандос процитировал Альберта Эйнштейна: «Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по её способности взбираться на дерево, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой». Он уверен, что одна из главных задач человека – понять свои способности и суметь правильно выбрать свой путь. А это во многом зависит от того, какой учитель встретится в юные годы.

- Очень повлиял на мой выбор воспитатель лицея Раульхан Беисов, который проводил с нами всё время вне учёбы. Он стал для меня настоящим наставником, примером идеального педагога. Мне захотелось быть таким же как он. Нравилось, как он работает, как строит отношения с детьми, с коллегами… Он учился в КГПИ и одновременно работал в лицее. Сейчас он переехал в Кокшетау, я недавно ездил к нему, чтобы пообщаться, поделиться новостями.  

В лицее «Бiлiм-инновация» необычная система: у ребят в 7-8 классах уроки ведут опытные старшеклассники. И Жандос ещё в 9 классе начал преподавать у семиклассников. Он признаётся, что в тот момент ещё не очень хорошо понимал задачи наставника, совершил немало ошибок, но понял, насколько педагогический труд важен и интересен. 

- В 10 классе у меня было три ученика, и все они сейчас входят в 10 лучших по физике среди олимпиадников Казахстана. К этому времени я уже понял, как преподавать, как объяснять новые темы, как ставить задачи. Это был очень хороший опыт. Я должен был каждому составлять индивидуальное расписание, обозначать темы, задачи, которые они должны проработать. Но самым главным было сделать так, чтобы ребята работали максимально. Настроить их на достижение целей, найти подход, выработать характер. Это чем-то похоже на работу спортивного тренера. В олимпиаде очень важно быть целеустремлённым и работоспособным. Конечно, я и помимо занятий много общался с моими ребятами, делился опытом, рассказывал что-то интересное и полезное им, и, конечно, старался, чтобы это было нескучно, а непосредственно, с юмором. Мне важно было создать комфортную, доброжелательную атмосферу в нашей команде. В течение всех пяти лет в лицее я сам старался быть лидером и в учёбе, и в поведении. Я чувствовал ответственность за то, какой пример я подаю младшим ребятам. И я сам брал пример со старших ребят, которые занимались со мной. Один из них сейчас учится в Корее, другой в Назарбаев университете. В 11 классе я создал группу подготовки к университету: у меня уже был свой опыт, и я старался, чтобы другие ребята больше узнали о том, что им может пригодиться – от экзаменов до сбора документов. Особое внимание я уделял профориентации, чтобы ребята могли понять себя, понять, какая профессия им реально будет нужна в жизни. 
Я выбрал профессию учителя окончательно в 10 классе, руководствуясь следующей логикой: если я стану хорошим инженером, программистом или менеджером, я буду такой один, но если я стану хорошим учителем, то смогу подготовить сотни будущих успешных специалистов. А это сегодня гораздо важнее для нашей страны. Поэтому после окончания факультета математики я планирую окончить магистратуру по педагогике. Хотелось бы перенять педагогический опыт в таких странах, как Япония, Финляндия, США, но потом, конечно же, вернуться в Казахстан. Я патриот и хочу принести максимум пользы Родине.     

 

Светлана ОФИЦЕРОВА

   
 

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".