Молодёжь выбирает качество образования

Выпуск - №50 (547)   :   21.12.2022
486

Из года в год растёт количество абитуриентов, стремящихся поступить в заграничные вузы. По результатам исследования Народной партии Казахстана, проходившем в 2020 году, 42% граждан в возрасте от 15 до 29 лет планируют учёбу вне нашей страны. 

Причинами для своего решения молодые люди называют качество образования, расширение кругозора, выход из зоны комфорта и нередко эмиграцию на всю оставшуюся жизнь. Уехать за дипломом и не вернуться – таков план многих представителей современной молодёжи. Так почему же будущее нашей страны так хочет её покинуть? 

Первая и главная причина – это качество образования. Молодёжь стремится получить образование, которое даст возможность успешно строить карьеру, а дипломы многих казахстанских вузов особой популярностью в этом смысле не пользуются. Студенты говорят о том, что в нашем преподавании много теории и очень мало практики, к тому же университеты используют методы обучения, которые уже давно не актуальны. Опрошенные выпускники признают, что диплом казахстанского вуза не гарантирует трудоустройства, ведь нетворкинг, опыт работы и хорошие рекомендации с места практики играют немаловажную роль.

Уровень дохода специалистов с высшим образованием в нашей стране также мало кого устраивает. Молодые люди не хотят мириться с низкой зарплатой, поэтому выбирают страны, где успешнее могут реализовать свои способности. К тому же они уезжают с мыслью о том, что расширят границы своего личного пространства, обретут  новых друзей и увидят красоты мира. 

Мы спросили ребят, получающих образование в вузах Канады и Турции, чтобы узнать почему они выбрали обучение за границей. «Основная причина – возможность продолжить высшее образование в зарубежном университете, – говорит студент 1 курса турецкого университета «Mariana» Эльман. – Я не думаю, что образование в Турции лучше или более инновационное, чем в Казахстане, тем не менее в турецких вузах есть ряд плюсов, которых нет в казахстанских. Во-первых, это диплом, аккредитованный Европейской комиссией и ЕС, что упрощает процесс трудоустройства в странах ЕС и обеспечивает более лёгкий доступ к последующему образованию в другой стране. Во вторых, программы обмена вроде «Erasmus», позволяющие студентам по обмену учиться в университетах европейских стран. Ещё одним большим достоинством заграничных вузов, особенно если учиться в большом городе, являются стажировки и собственные исследования». 

«В зарубежных вузах правильная система обучения, которая не губит молодые таланты, так как тут учитывают не только оценки, но и академические способности и внеклассные достижения, – считает студент канадского университета Динмухаммед. – Обучение за границей – это большой личный опыт, который позволяет стать более самостоятельным, ответственным и инициативным. К тому же это даёт студенту опыт взаимодействия с людьми разных культур, национальностей и религий, превращаясь в полезную сеть деловых контактов. Навык межкультурных коммуникаций переоценить невозможно».

Если подытожить, то Казахстану необходимо улучшать качество высшего образования и удерживать молодое поколение высоким рейтингом вузов. Не может не расстраивать тенденция оттока способных, перспективных молодых людей, которые могли бы строить успешное будущее как для себя, так и для нашей страны. 

Айсулу УТЕМИСОВА, 
студентка 1 курса специальности «Связь с общественностью», университет «АлмаЮ», г. Алматы

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.