Из года в год растёт количество абитуриентов, стремящихся поступить в заграничные вузы. По результатам исследования Народной партии Казахстана, проходившем в 2020 году, 42% граждан в возрасте от 15 до 29 лет планируют учёбу вне нашей страны.
Причинами для своего решения молодые люди называют качество образования, расширение кругозора, выход из зоны комфорта и нередко эмиграцию на всю оставшуюся жизнь. Уехать за дипломом и не вернуться – таков план многих представителей современной молодёжи. Так почему же будущее нашей страны так хочет её покинуть?
Первая и главная причина – это качество образования. Молодёжь стремится получить образование, которое даст возможность успешно строить карьеру, а дипломы многих казахстанских вузов особой популярностью в этом смысле не пользуются. Студенты говорят о том, что в нашем преподавании много теории и очень мало практики, к тому же университеты используют методы обучения, которые уже давно не актуальны. Опрошенные выпускники признают, что диплом казахстанского вуза не гарантирует трудоустройства, ведь нетворкинг, опыт работы и хорошие рекомендации с места практики играют немаловажную роль.
Уровень дохода специалистов с высшим образованием в нашей стране также мало кого устраивает. Молодые люди не хотят мириться с низкой зарплатой, поэтому выбирают страны, где успешнее могут реализовать свои способности. К тому же они уезжают с мыслью о том, что расширят границы своего личного пространства, обретут новых друзей и увидят красоты мира.
Мы спросили ребят, получающих образование в вузах Канады и Турции, чтобы узнать почему они выбрали обучение за границей. «Основная причина – возможность продолжить высшее образование в зарубежном университете, – говорит студент 1 курса турецкого университета «Mariana» Эльман. – Я не думаю, что образование в Турции лучше или более инновационное, чем в Казахстане, тем не менее в турецких вузах есть ряд плюсов, которых нет в казахстанских. Во-первых, это диплом, аккредитованный Европейской комиссией и ЕС, что упрощает процесс трудоустройства в странах ЕС и обеспечивает более лёгкий доступ к последующему образованию в другой стране. Во вторых, программы обмена вроде «Erasmus», позволяющие студентам по обмену учиться в университетах европейских стран. Ещё одним большим достоинством заграничных вузов, особенно если учиться в большом городе, являются стажировки и собственные исследования».
«В зарубежных вузах правильная система обучения, которая не губит молодые таланты, так как тут учитывают не только оценки, но и академические способности и внеклассные достижения, – считает студент канадского университета Динмухаммед. – Обучение за границей – это большой личный опыт, который позволяет стать более самостоятельным, ответственным и инициативным. К тому же это даёт студенту опыт взаимодействия с людьми разных культур, национальностей и религий, превращаясь в полезную сеть деловых контактов. Навык межкультурных коммуникаций переоценить невозможно».
Если подытожить, то Казахстану необходимо улучшать качество высшего образования и удерживать молодое поколение высоким рейтингом вузов. Не может не расстраивать тенденция оттока способных, перспективных молодых людей, которые могли бы строить успешное будущее как для себя, так и для нашей страны.
Айсулу УТЕМИСОВА,
студентка 1 курса специальности «Связь с общественностью», университет «АлмаЮ», г. Алматы
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».