В тишине аудитории, под светом прожекторов разворачивается нешуточная битва. Но оружие здесь не холодное, а слова, поле боя не реальное, а интеллектуальное. Это дебатный кружок, где школьники оттачивают свои ораторские навыки и учатся мыслить критически.
В отличие от привычных споров, дебаты – это не просто обмен мнениями, а структурированная дискуссия, построенная по принципам всемирного формата. Каждая команда, с аргументами «за» и «против», выступает в роли адвоката, защищая свою точку зрения, опираясь на логику, факты и убедительные аргументы.
Что же привлекает школьников в этом интеллектуальном поединке?
* Развитие навыков публичных выступлений. Умение говорить уверенно, строить логические аргументы, правильно использовать язык тела – всё это необходимые навыки в любой профессии.
* Критическое мышление. Дебаты – это тренировка ума, которая учит анализировать информацию, рассматривать разные точки зрения, искать аргументы и выстраивать убедительную логику.
* Работа в команде. Дебаты – это командная игра, где каждый участник должен взаимодействовать с другими для достижения общей цели.
* Уверенность в себе. Участие в дебатах помогает школьникам побороть страх публичных выступлений, увеличить самооценку и уверенность в себе.
Недавно на базе Банновской ОШ прошёл дебатный турнир, собравший самых ярких ораторов среди учащихся. Тема, выбранная для обсуждения, была актуальна для всей республики: «Должны ли все школы Казахстана перейти на обучение на казахском языке?». Участники турнира с жаром отстаивали свои позиции, демонстрируя глубокое знание темы и умение аргументировать свою точку зрения. Команда правительства выдвигала доводы о важности сохранения и развития казахского языка, в то время как команда оппозиции акцентировала внимание на проблемах перехода, таких как языковой барьер и снижение качества обучения. И хотя победители были определены по итогам голосования, главный приз – это полученные знания, опыт и уверенность в себе, которые школьники унесли с собой из этого интеллектуального состязания.
Дебатный кружок – это отличная площадка для развития интеллектуальных и коммуникативных навыков, что делает его не просто увлечением, а ценным инструментом для саморазвития и подготовки к взрослой жизни.
Назым БАТЫРБАЕВА,
директор Дома детского творчества, Фёдоровский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.