Ученик 19 школы изобрёл умную кепку

Выпуск - №36(633)   :   12.09.2024
242

IMG-7417

Изобретение ученика 9 «Д» класса костанайской ОШ №19 Леонида Напрасного было особо упомянуто на городской августовской конференции как пример освоения школьниками высоких технологий и искусственного интеллекта. Но Леонид работал над своим проектом не для славы, а для пользы людей.
Как признаётся сам старшеклассник, его с раннего детства тянуло ко всему, что связано со сферой IT. Причём не просто к играм и развлечениям на компьютере или смартфоне, а к познанию этих устройств и освоению управления ими. С 3 класса Леонид занимается программированием. Его интересует инженерия, администрирование, он может работать с серверами, локальной сетью, собрать и починить компьютер… Учителя информатики Гульмира Нургалиева и Жанат Нуртазина поддерживают увлечения ученика, помогают ему осваивать новые виды деятельности не только в рамках школьной программы, готовить научные проекты. Кстати, один из них уже принёс Леониду Напрасному победу в республиканском конкурсе. И вот теперь он вместе с педагогами-наставниками работает над умной кепкой.

IMG-7410


- До прихода в 19 школу я преподавала в специализированной школе-интернате для детей с нарушениями слуха. Во время моей работы в этой школе открыли класс для ребят с проблемами зрения, так как, к сожалению, всё больше становится детей, у которых не одно, а сразу несколько расстройств здоровья. Я видела, как важны современные технические устройства, облегчающие жизнь таким детям. Сейчас появились хорошие средства для того чтобы люди без слуха могли слышать и общаться. Но для тех, кто не видит или видит очень плохо, полезных устройств пока не так много. Поэтому, когда нужно было найти тему для научного проекта, я предложила исследовать это направление, – поясняет Гульмира Талгатовна. – Вместе с Жанат Камбаровной мы побывали в специальном комплексе «Десткий сад-школа-интернат» для детей с особыми образовательными потребностями, побеседовали с преподавателями, с заведующей и методистом детского сада Еленой Бойко. Изучили соответствующую информацию в интернет-источниках, провели мониторинг, чтобы понять, насколько необходимы технические устройства для людей с проблемами зрения, насколько велико количество детей и взрослых с подобными потребностями. И в итоге предложили своему ученику развить эту идею. Леонид с готовностью откликнулся, разработав проект умной кепки. Всю практическую работу Леонид провёл самостоятельно, мы с Жанат Камбаровной его консультировали и помогали в оформлении проекта.
Леонид реализовал свою идею с помощью электронного конструктора Arduino. Им оснащён STEM-кабинет ОШ №19, который открылся год назад. Здесь увлечённым школьникам простор для воплощения IT-проектов, освоения новых технологий.
- Я считаю, что у всех людей должны быть равные возможности. А если у кого-то есть нарушения здоровья, которые мешают, например, свободно передвигаться, общаться, работать, то техника должна прийти на помощь. И поэтому пришла идея разработать такой головной убор, который помогает людям с плохим зрением во время прогулок, – рассказывает Леонид. – Моя умная кепка с помощью датчиков реагирует на возникающие препятствия (стена, забор и т.п.) и заблаговременно предупреждает человека, на которого она надета, звуковым сигналом. Эта кепка может использоваться во многих сценариях. Допустим, мальчик с плохим зрением идёт по улице, резко выехала машина, которую он не может сразу разглядеть, – кепка об этом сигнализирует. Также есть возможность помочь людям, передвигающимся в инвалидной коляске: её можно оборудовать дополнительными датчиками, которые будут передавать на кепку данные, допустим о бордюре, который не заметен человеку в коляске. Кепку можно оснастить искусственным интеллектом, который будет сообщать, например, сколько секунд осталось до включения зелёного сигнала светофора. Сейчас моя кепка, конечно, прототип, её надо дорабатывать, усовершенствовать. Вообще, я её вижу в виде каркаса, который легко вмонтировать в любой головной убор – бейсболку, зимнюю шапку. Я начал особенно внимательно следить за техническими новинками, которые предназначены для людей с ограниченными возможностями. Есть интересная разработка у Илона Маска: чип Neuralink, который способен передавать сигналы мозга по Bluetooth, что позволяет управлять компьютером или смартфоном напрямую, при помощи мозговых импульсов. Как знать, может мне удастся разработать нечто такое, что и Илон Маск удивится.
Леонид смеётся, но в каждой шутке только доля шутки. Талантливому и целеустремлённому человеку многое по плечу. Сейчас школьник успешно установил элементы системы «умный дом» в своей квартире и намерен развивать автоматизацию быта. Родители не против. Они поддерживают технические увлечения сына несмотря на то, что он порой допоздна пропадает в школьном STEM-кабинете. Впрочем, Леонид и простого труда не чурается, например, летом он работал в городе на поливе насаждений и заработал на новый компьютер.
На вопрос, каким он видит своё обозримое будущее, Леонид Напрасный говорит, что намерен, получив высшее образование, вернуться в родную школу, чтобы обучать детей всему тому, что любит и умеет. Ну и, конечно, проектировать и создавать новые высокотехнологичные устройства. Надо же составить конкуренцию Илону Маску.  

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.