В математике ему нет равных

Выпуск - №3(600)   :   24.01.2024
642

Костанайский 11-классник Жан Даутов успел поучаствовать в более чем 30 интеллектуальных соревнованиях, взять золото международной Азиатско-Тихоокеанской математической олимпиады, серебро международной олимпиады «Шёлковый путь», бронзу недавней международной олимпиады по математике. Ученик лицея-интерната «Білім-Инновация» для одарённых детей благодаря упорному интеллектуальному труду и целеустремлённости за пять лет добился больших успехов, побывал в Японии, встретился с министром просвещения Казахстана. Сегодня мы поговорим с ним о планах, мотивации и способах побеждать.

- Жан, откуда у вас такое сильное рвение к изучению математики, что вас вдохновляет? 
- Математика мне нравится с самого детства, ещё с начальной школы она была моим любимым занятием. В 7 классе после поступления в лицей я оказался в числе тех, кого определили в математический клуб, где мы полностью углубились в изучение предмета. В лицее «Білім-Инновация» у меня появилось желание часами думать над решением сложно выполнимых задач. И когда в голове происходит, так скажем, «эврика», я получаю полное удовлетворение от завершённой работы. 

- Расскажите про своих наставников, как они работают с вами? По сколько часов в день? 
- В 8 классе я занимался математикой с Дареном Жумабекулы. Как сейчас помню , по 4-5 часов могли сидеть с наставником в Zoom, детально разбирая упражнения. С 9 по 10 класс мы начали заниматься в лицее, где преимущественно разбирали задачи на время. Учитывая, что я уже в 11 классе, нагрузка растёт, и мне приходится уделять упражнениям по 5-6 часов в день. На выходных работы поменьше, но я все равно не забываю про занятия математикой.  
На этот вопрос также ответил нынешний тренер Жана Даутова Аман Азизулы: 
- В первую очередь, надо учитывать врожденный талант ребёнка, его предрасположенность к решению нестандартных упражнений. Например, когда объясняешь математику семиклассникам, то одна часть аудитории сразу же улавливает её суть, а другим ребятам требуется время, чтобы понять концепцию этой темы. Если человек всё схватывает на лету, ему стоит начать давать задачи посложнее. И когда он уже и там достигнет успеха, то мы даём задания олимпиадного уровня. Самая главная цель наставника – это работать над мотивацией, и когда учащийся уже устаёт, его необходимо подбодрить и дать возможность отдохнуть, совместно проведя с ним время за чаем, футболом или прогулкой. Такие вещи расслабляют человека, чтобы он с новыми силами вернулся к решению задач.  

- Жан, что помимо хороших наставников тебе дал лицей «Білім-Инновация»? 
- Начнём с того, что в этом лицее делается большой упор на олимпиады. Допустим, перед областными или республиканскими соревнованиями, нам дают освобождение от занятий. Это даёт мне возможность больше и усерднее заниматься математикой. Кроме того, данный лицей – это сеть школ по всему Казахстану. В течение года организовываются специальные съезды, где ученики работают над заданиями с лучшими учителями страны. Это очень помогает развитию способностей учащихся.  

- В скольких олимпиадах вы уже поучаствовали?
- За всё время я принял участие в 35-40 олимпиадах. Мое первое серьёзное соревнование – областная юниорская олимпиада в 7 классе. Там было много учеников из других школ, и я даже испытывал небольшой стресс, потому что впервые оказался в таком большом сообществе, где все были хорошо подготовлены и настроены на победу. Однако, поборов все страхи, я справился, заняв 2 место. 
Но с самыми большими сложностями я столкнулся, когда участвовал в международной олимпиаде в Токио. Хитрость задач заключалась в том, что они были идейны, с такими упражнениями я практически нигде не сталкивался. И для их решения необходимо было найти загвоздку внутри самой задачи. Япония мне понравилась. Меня завораживало путешествие по Токио и соседним городам, также мы побывали в японском Диснейленде, где было весело кататься на аттракционах. А моя последняя олимпиада недавно прошла в Алматы, и, на моё удивление, она оказалась легче, чем предыдущие.

- Вы встречались с министром просвещения РК Гани Бейсембаевым. Как прошла встреча? И встречали ли вы на какой-нибудь из олимпиад таких же известных людей?
- Встреча прошла хорошо, каждый из участников олимпиады выходил по очереди, чтобы пожать руку министру. Было приятно повидаться с таким известным и высокопоставленным человеком, скорее всего, это первый раз, когда я лично встретился с человеком такой должности. 

- В одном из интервью вы говорили, что планируете учиться за рубежом и потом вернуться на Родину, чтобы помогать стране. О каких зарубежных университетах идёт речь, и каким образом вы бы хотели помогать Казахстану в будущем?
- Моя главная цель – поступить либо в Наньянский университет в Сингапуре, либо в Массачусетский технологический институт, ещё меня интересует Корейский институт перспективных исследований. После, уже отучившись за границей, мне, конечно же, хотелось бы вернуться в Казахстан, чтобы помогать своей Родине. Я планирую продвигать олимпиадное движение в нашей стране, чтобы больше школьников принимали участие в подобных соревнованиях и с пользой проводили время. Может, стану тренером или организатором олимпиад по математике.  

- В последних новостях, посвященных тебе, говорится, что ты вошёл в число сильнейших знатоков математики в мире. В чём тайна твоего мастерства?
- Усидчивость. Умение сидеть на одном месте по несколько часов и решать не один десяток задач. Ну и, разумеется, помощь моих тренеров, в том числе Амана Азизулы. 

Владимир ЛАКАМОВ

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.