В Казахстане существует практика обязательной отработки гранта для студентов, получивших государственную поддержку во время учёбы в высшем учебном заведении (в соответствии с Постановлением правительства РК №390 от 12.03.2012, с изменениями от 18.11.2022 г.).

По условиям договора грантов, студентам предоставляется финансовая помощь на протяжении их обучения. После окончания вуза они обязаны отработать определённое количество времени в Казахстане, в соответствии с договором, заключённым с государством. Объём отработки зависит от полученной суммы гранта и может составлять от одного до нескольких лет.
Как пояснили в Центре карьеры и трудоустройства Костанайского регионального университета им. А.Байтурсынова, такая система способствует удержанию молодых специалистов в стране и предотвращает так называемую «утечку мозгов». Студенты, получившие гранты, обязаны применять свои навыки и знания на благо Родины, что способствует развитию экономики и науки.
После окончания четырёх лет обучения, Центр карьеры и трудоустройства напоминает студентам об обязательной отработке гранта, так например, студенты, поступившие на педагогические специальности на основе государственного заказа, а также студенты, обучившиеся по другим специальностям на основе государственного образовательного заказа, отрабатывают в организациях независимо от формы собственности не менее трёх лет после окончания вуза. Из числа сельской молодёжи, поступившие по сельской квоте на обучение по педагогическим, ветеринарным и сельскохозяйственным специальностям, отрабатывают соответственно в организациях образования, подразделениях государственных органов, осуществляющих деятельность в области ветеринарии, ветеринарных организациях, организациях аграрного профиля, независимо от формы собственности, расположенных в сельской местности, не менее трёх лет после окончания вуза. Помимо этого, стоит уточнить, что имеются освобождения от отработки, в частности, лицам с инвалидностью первой и второй групп, беременным женщинам, лицам, имеющим, а также самостоятельно воспитывающим ребёнка (детей) в возрасте до трёх лет. Также вы можете продолжить обучение в любом вузе мира, поступив в магистратуру, что тоже позволяет не отрабатывать грант. А вот получение второго высшего образования (бакалавриат) не освобождает.
Помимо отработки также возникают ситуации, когда студенты предпочитают выплатить государству компенсацию за полученный грант. В целом, обязательная отработка гранта в Казахстане является механизмом, способствующим возвращению государственных инвестиций в образование и развитию кадрового потенциала страны. Как отмечают в Центре карьеры и трудоустройства, эта практика имеет свои плюсы и минусы, и её эффективность зависит от сбалансированности условий договора, а также от возможностей и интересов каждого отдельного студента.
Айгерим КУДЖАНОВА
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».