Альтернативные формы устройства детей в семьи: понятие, особенности и проблемы

Выпуск - №000(000)   :   17.01.2025
45

image


Семья – это основа общества, и её форма и структура претерпевают изменения в ответ на социальные, культурные и экономические преобразования. Сегодня мы наблюдаем рост количества детей, которые остаются сиротами или же по каким-то причинам оказываются в детских домах.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в заботе и поддержке. В Казахстане существует несколько форм устройства детей в семьи, направленных на создание для них безопасной и любящей среды. Вопросы устройства детей в семьи являются актуальной темой, поскольку от правильного выбора формы устройства зависит их дальнейшая судьба и развитие.

Основные формы устройства детей в семьи

Усыновление (удочерение) – это процесс официального оформления отношений между детьми и новыми родителями, которые становятся для ребёнка настоящими, законными родителями. Усыновление предполагает полную юридическую замену родных родителей, что включает права и обязанности, схожие с правами биологических родителей.

Опека и попечительство – форма устройства, при которой ребёнка передают под опеку (попечительство) взрослым людям (гражданам, учреждениям), которые обязуются обеспечить ребёнку уход, воспитание и заботу. В отличие от усыновления, опека не прерывает юридические отношения с биологическими родителями, которые могут сохранить права на ребёнка.

Приёмная семья – это форма устройства детей, при которой они временно проживают в семье на основе договора, заключённого с органами опеки и попечительства. Приёмная семья выполняет все функции, схожие с биологической семьёй, однако отношения носят временный характер. Приёмные родители получают денежное вознаграждение за уход за ребёнком.


Преимущества и недостатки альтернативных форм устройства

Преимущества. Эмоциональное благополучие ребёнка. Семья даёт ребёнку не только необходимые материальные условия, но и эмоциональное тепло и поддержку.

Сохранение биологических связей. В некоторых формах устройства (например, при опеке) ребёнок может поддерживать контакт с биологическими родственниками, что помогает сохранить его идентичность.

Психологическая стабилизация. Для многих детей, переживших тяжёлые обстоятельства (сиротство, насилие, пренебрежение), альтернативные формы устройства помогают быстрее адаптироваться и восстановить душевное равновесие.

Недостатки. Риски адаптации. В некоторых случаях дети, устроенные в альтернативные семьи, могут испытывать трудности с адаптацией, особенно если они пережили травмирующие события.

Проблемы с правами ребёнка. В некоторых случаях у опекунов или приёмных родителей могут возникать сложности с правами ребёнка, а также с его правовой защитой в случае конфликтов с биологическими родителями.

Долгосрочная нестабильность. В случае временных форм устройства (например, при усыновлении) детям может не хватать стабильности, и процесс адаптации может оказаться нарушенным.


Проблемы, с которыми сталкивается наше общество

Несмотря на наличие множества форм устройства детей, система всё же сталкивается с рядом серьёзных проблем.

Нехватка приёмных семей. В некоторых регионах страны наблюдается нехватка семей, готовых взять ребёнка на воспитание. Это приводит к тому, что дети часто оказываются в детских домах, что не всегда является оптимальной ситуацией для их развития. Будущие приёмные родители стесняются огласки общества, нет координатора, который будет направлять и помогать проходить путь до оформления ребёнка из детского дома.

Проблемы с подготовкой приёмных родителей. Одним из важных факторов успешного устройства детей в семьи является обучение и подготовка приёмных родителей, которые должны быть готовы к вопросам воспитания и ухода за детьми, пережившими тяжёлую психологическую травму. Очень тяжело стоит вопрос о ШПР, т.к. практически все школы приёмных родителей офлайн, и у будущих родителей нет возможности выехать по причине работы.

Альтернативные формы устройства детей в семьи – это важная составляющая социальной политики, направленная на создание для детей безопасных и благоприятных условий для жизни и развития. Важно продолжать работу по совершенствованию законодательства, улучшению подготовительных программ для родителей, а также обеспечению социальных и психологических услуг для детей, оставшихся без попечения родителей. Правильный подход и внимание к каждому ребёнку значительно повышают его шансы на успешную адаптацию и счастливую жизнь.


Кристина ШЕВЧЕНКО,
социальный педагог Сосновской ОШ, Мендыкаринский район

Реклама