Проект «Адалдық дүкені – Магазин честности – Integrity shop» реализуется в общеобразовательной школе №23 им. М.Козыбаева.
В середине 70-х годов прошлого века в СССР проводили эксперимент. В заводской столовой убрали кассиршу и поставили поднос для денег. Каждый, кто приходил на обед, брал, что ему надо, а деньги клал на поднос. Если нужно, с подноса брал сдачу. Никто ничего не записывал. Целый месяц шёл эксперимент. Всё грустнее с каждым днём становились экспериментаторы, потому что выручка день ото дня уменьшалась и уменьшалась, подрывая веру экспериментаторов в честность советских людей. Не сворачивали эксперимент только из-за того, что по плану он должен был длиться 30 дней. Неожиданно в конце одного рабочего дня на подносе появилась сумма, которая превысила не только дневную выручку, но и весь долг, который накопился за месяц. Экспериментаторы не могли поверить своим глазам! Стали разбираться, оказалось, что это был день зарплаты на заводе. Получив её, люди вернули всё, что были должны с лихвой. Это и есть честность по отношению к обществу, к себе, к жизни.
Ещё один пример из ранних годов по организации торгового зала, которая считалась общепринятой в крупных магазинах СССР до появления универсамов и была не просто неэффективной, а изматывающей для покупателей. Требовалось пойти в отдел, выбрать все необходимые позиции, получить от продавца общую сумму покупки, отправиться на кассу, заплатить, получить чек, с последним вернуться к прилавку и забрать свой товар. На смену пришла система самообслуживания, которая, несмотря на мелкие недочёты, существенно облегчала жизнь: зачастую в очереди приходилось постоять только у одной кассы. Первые универсамы обслуживали по 15 тысяч покупателей в день и, самое главное, понравились населению. Отзывы были исключительно восторженными. По мнению большинства, именно так и должны были выглядеть магазины будущего.
И вот сейчас в наше время проект «Адалдық дүкені –Магазин честности –Integrity shop» использует механизм, который уже давно успешно применяется в скандинавских странах. Ученик в столовой набирает желаемой продукции и оставляет деньги согласно ценникам в специальном ящике, заменяющем функции продавца. Магазин пользуется популярностью у наших школьников. Проект направлен на воспитание положительных моральных качеств у молодёжи, внутренней добропорядочности и честности. Эти факторы напрямую влияют на выработку иммунитета к коррупции. Оправдание доверия незнакомого человека должно стать нормой для поведения современной молодёжи. Создавая магазины честности, мы позволяем человеку на деле подтверждать свою честность.
Динара КУСТАНОВА,
руководитель добровольного клуба «Адал ұрпақ» ОШ №23 им. М.Козыбаева,
г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.