Проект «Адалдық дүкені – Магазин честности – Integrity shop» реализуется в общеобразовательной школе №23 им. М.Козыбаева.
В середине 70-х годов прошлого века в СССР проводили эксперимент. В заводской столовой убрали кассиршу и поставили поднос для денег. Каждый, кто приходил на обед, брал, что ему надо, а деньги клал на поднос. Если нужно, с подноса брал сдачу. Никто ничего не записывал. Целый месяц шёл эксперимент. Всё грустнее с каждым днём становились экспериментаторы, потому что выручка день ото дня уменьшалась и уменьшалась, подрывая веру экспериментаторов в честность советских людей. Не сворачивали эксперимент только из-за того, что по плану он должен был длиться 30 дней. Неожиданно в конце одного рабочего дня на подносе появилась сумма, которая превысила не только дневную выручку, но и весь долг, который накопился за месяц. Экспериментаторы не могли поверить своим глазам! Стали разбираться, оказалось, что это был день зарплаты на заводе. Получив её, люди вернули всё, что были должны с лихвой. Это и есть честность по отношению к обществу, к себе, к жизни.
Ещё один пример из ранних годов по организации торгового зала, которая считалась общепринятой в крупных магазинах СССР до появления универсамов и была не просто неэффективной, а изматывающей для покупателей. Требовалось пойти в отдел, выбрать все необходимые позиции, получить от продавца общую сумму покупки, отправиться на кассу, заплатить, получить чек, с последним вернуться к прилавку и забрать свой товар. На смену пришла система самообслуживания, которая, несмотря на мелкие недочёты, существенно облегчала жизнь: зачастую в очереди приходилось постоять только у одной кассы. Первые универсамы обслуживали по 15 тысяч покупателей в день и, самое главное, понравились населению. Отзывы были исключительно восторженными. По мнению большинства, именно так и должны были выглядеть магазины будущего.
И вот сейчас в наше время проект «Адалдық дүкені –Магазин честности –Integrity shop» использует механизм, который уже давно успешно применяется в скандинавских странах. Ученик в столовой набирает желаемой продукции и оставляет деньги согласно ценникам в специальном ящике, заменяющем функции продавца. Магазин пользуется популярностью у наших школьников. Проект направлен на воспитание положительных моральных качеств у молодёжи, внутренней добропорядочности и честности. Эти факторы напрямую влияют на выработку иммунитета к коррупции. Оправдание доверия незнакомого человека должно стать нормой для поведения современной молодёжи. Создавая магазины честности, мы позволяем человеку на деле подтверждать свою честность.
Динара КУСТАНОВА,
руководитель добровольного клуба «Адал ұрпақ» ОШ №23 им. М.Козыбаева,
г. Костанай
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.