Проект «Адалдық дүкені – Магазин честности – Integrity shop» реализуется в общеобразовательной школе №23 им. М.Козыбаева.

В середине 70-х годов прошлого века в СССР проводили эксперимент. В заводской столовой убрали кассиршу и поставили поднос для денег. Каждый, кто приходил на обед, брал, что ему надо, а деньги клал на поднос. Если нужно, с подноса брал сдачу. Никто ничего не записывал. Целый месяц шёл эксперимент. Всё грустнее с каждым днём становились экспериментаторы, потому что выручка день ото дня уменьшалась и уменьшалась, подрывая веру экспериментаторов в честность советских людей. Не сворачивали эксперимент только из-за того, что по плану он должен был длиться 30 дней. Неожиданно в конце одного рабочего дня на подносе появилась сумма, которая превысила не только дневную выручку, но и весь долг, который накопился за месяц. Экспериментаторы не могли поверить своим глазам! Стали разбираться, оказалось, что это был день зарплаты на заводе. Получив её, люди вернули всё, что были должны с лихвой. Это и есть честность по отношению к обществу, к себе, к жизни.
Ещё один пример из ранних годов по организации торгового зала, которая считалась общепринятой в крупных магазинах СССР до появления универсамов и была не просто неэффективной, а изматывающей для покупателей. Требовалось пойти в отдел, выбрать все необходимые позиции, получить от продавца общую сумму покупки, отправиться на кассу, заплатить, получить чек, с последним вернуться к прилавку и забрать свой товар. На смену пришла система самообслуживания, которая, несмотря на мелкие недочёты, существенно облегчала жизнь: зачастую в очереди приходилось постоять только у одной кассы. Первые универсамы обслуживали по 15 тысяч покупателей в день и, самое главное, понравились населению. Отзывы были исключительно восторженными. По мнению большинства, именно так и должны были выглядеть магазины будущего.
И вот сейчас в наше время проект «Адалдық дүкені –Магазин честности –Integrity shop» использует механизм, который уже давно успешно применяется в скандинавских странах. Ученик в столовой набирает желаемой продукции и оставляет деньги согласно ценникам в специальном ящике, заменяющем функции продавца. Магазин пользуется популярностью у наших школьников. Проект направлен на воспитание положительных моральных качеств у молодёжи, внутренней добропорядочности и честности. Эти факторы напрямую влияют на выработку иммунитета к коррупции. Оправдание доверия незнакомого человека должно стать нормой для поведения современной молодёжи. Создавая магазины честности, мы позволяем человеку на деле подтверждать свою честность.
Динара КУСТАНОВА,
руководитель добровольного клуба «Адал ұрпақ» ОШ №23 им. М.Козыбаева,
г. Костанай
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».