Экологическое воспитание: приоритеты расставлены

Выпуск - №11 (458)   :   22.03.2021
320

Одним из основных пунктов Послания народу Казахстана Касым-Жомарта Токаева в 2020 году стал вопрос об экологии и защите биоразнообразия. В своём выступлении Глава государства отметил, что «этим вопросом занимается весь цивилизованный мир, и нам негоже оставаться в стороне от магистральной тенденции».


Асет Турды

Экологические проблемы, поднятые еще в самом начале пути независимого Казахстана, к сожалению, были решены не в полном объёме. Этот вопрос остаётся актуальным и по сей день. Развитие промышленности, производства, сельского хозяйства и других сфер человеческой деятельности негативно сказываются на окружающей среде. Никто не должен остаться равнодушным, когда природа просит о помощи.

В Послании народу Казахстана Президент сделал акцент на экологическом воспитании подрастающего поколения. Это направление всегда было отражено в деятельности школы. Но любое воспитание невозможно без поддержки. В данном случае поддержки со стороны школы, потому что, как бы ни говорили, воспитание в целом начинается в семье, все основы культурного, цивилизованного человека закладываются в семье. А школа может лишь поддержать и развить их.
Вопросы охраны окружающей среды, заботы о природе педагоги школ поднимают и на уроках, и во внеурочное время. Учащиеся младших и старших классов являются активными участниками различных конкурсов, фестивалей, акций, субботников экологической направленности.


Алина Янгильдина

Ежегодно школьники области принимают участие в республиканских и международных научных соревнованиях: республиканский конкурс научных проектов (для учащихся 9-11 классов) и республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов, всероссийская олимпиада по проблемам окружающей среды «Человек – Земля – Космос», международные научные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки» и другие. В каждом из конкурсов имеются секции экологии или охраны окружающей среды. Тематика представляемых проектов различна: от небольшой проблемы своего маленького села до проблем планеты Земля. 

Исследовательская деятельность учеников позволяет уже в стенах школы поднять многие актуальные проблемы региона. Поэтому говорить о том, что молодёжь не интересуется экологией нельзя, но работать над повышением уровня культуры необходимо. 

В свете реализации Послания был проведён ряд мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности учащихся. Республиканский научно-практический центр «Дарын» провёл республиканский экологический конкурс рисунков и художественных поделок «Daryn Ecoart». Этот конкурс проводился впервые и был организован для того, чтобы поддержать экоактивистов, показать, что даже в условиях пандемии и изоляции есть возможность проявить свою активную экологическую позицию, заниматься экологическим воспитанием.


Войлочная картина Акгул Сабрадин

По итогам областного конкурса для участия в республиканском этапе были отобраны 15 рисунков и 14 художественных поделок. Конкурс прошёл по двум направлениям: конкурс на лучший рисунок (природа родного края); конкурс на лучшую художественную поделку из переработанных материалов и отходов. Призёрами республиканского конкурса из числа участников от Костанайской области стали Асет Турды и Акгул Сабрадин (школа-гимназия №7 им. Б.Майлина, г. Рудный), Егор Феданов (ОШ №5 им. Б.Момышулы, г. Костанай). Грамотами награждены Ангелина Оськина (гимназия №21, г. Рудный) и Анастасия Толкачёва (ОШ №5 им. Б.Момышулы, г. Костанай).

С целью привлечения внимания учащихся к экологическим проблемам в регионах Казахстана, развития творческой активности в решении экологических проблем, формирования у учащихся экологической культуры с 27 ноября по 4 декабря 2020 года проходил республиканский экологический конкурс «Путешествие в Ecostan». На конкурс было направлено 10 работ по двум направлениям («Лучший натуралистический фоторепортаж» - 6 работ, «Лучший экологический видеоролик» - 4 работы). По итогам конкурса 2 место заняла Алина Янгильдина (ОСШ №1, Житикаринский район), 3 место – Анастасия Попова (ШЛ №4, г. Рудный). Обе работы были представлены в номинации «Eco-Nazar»: экологическая проблема рядом с нами». Грамотой отмечена работа Миланы Поздняковой, учащейся 11 класса гимназии г. Житикары в номинации «Подари планете жизнь». 

В декабре 2020 года состоялась республиканская дистанционная олимпиада по экологии «Baytaq El» для учащихся 9-11 классов. В олимпиаде приняли участие 17 574 учащихся изо всех регионов республики. 512 старшеклассников Костанайской области стали участниками этой олимпиады. Наибольшее количество из школ г. Костаная (146 человек), г. Рудного (98 человек) и Костанайского района (62 человека). Наши ребята показали хорошие знания по экологии: призёрами олимпиады стали 387 учеников (качество участия 76%), заняв 135 первых, 158 вторых и 96 третьих мест. И это результаты труда педагогов школ области. 


Кроме того, Региональный научно-практический центр «Костанай дарыны» запланировал и уже провёл ряд мероприятий экологической направленности для школьников области. Среди них областной конкурс эссе «Охранять природу – значит охранять Родину». Учащиеся 6-11 классов школ области проявили большой интерес к этому конкурсу. 147 работ поступило в оргкомитет на государственном и русском языках. Целью конкурса было привлечение внимания школьников к экологическим проблемам регионального и мирового значения. 

Известные слова писателя, посвятившего своё творчеству описанию природы, Михаила Пришвина стали для участников конкурса не только призывом к действию, но и для некоторых – девизом жизни. Все ребята в своих работах отметили, что любовь к Родине не должна быть пассивной, она должна находить отражение через поступки, которые принесут стране пользу. А помочь может каждый! Просто начать с самого себя: убрать за собой мусор, выйти на субботник, посадить дерево… Ребята описывают красоты природы родного Казахстана, то, чем может гордиться каждый патриот. Но сохранение природы и её красоты невозможно без участия самого человека, т.к. экологические проблемы возникают тоже по вине человека.
«Отношение к природе – один из показателей культуры, воспитанности человека», - так считает Кирилл Нечаев из Нечаевской основной школы Костанайского района. А Аяуым Мамыркан из Узункольской школы №1 сравнивает уничтожение и загрязнение природы с мировой войной: «…загрязняя моря, океаны, почву, человек причиняет столько же боли, сколько и война». Каждый участник конкурса описывает не только свои эмоции, впечатления, но и свой личный опыт: участие в субботниках, экологических акциях, волонтёрство, свою помощь братьям нашим меньшим. Ребята понимают, что без личного участия каждого проблемы природы, а вместе с ними и наши общие проблемы, не решить. «Участие в сохранении окружающей среды полезно не столько природе, сколько самому человеку, - считает Дарья Здрелюк из школы-гимназии №10 г. Рудного. – Ведь мы - часть природы, и то в каких условиях мы будем жить, зависит от нас».
Несмотря на свой юный возраст, школьники уже задумываются о будущем: что же останется будущим поколениям? «Человек должен не только задумываться над сохранением природы в первозданном виде, но уже и действовать в меру своих сил и знаний! А по-другому никак не получится, мы должны думать, что оставим в наследство нашим потомкам!», - пишет в своей работе Диас  Бердимбетов, ученик 7 класса Жаныспайской основной школы Карасуского района. Каждая мысль, выраженная словами участников конкурса, проникновенна, обдуманна и взвешена. Поэтому надо думать, что слова у наших ребят не разойдутся с поступками и делами, и мы сможем оставить новым поколениям цветущий край, а не бесплодную пустыню.


 Егор Феданов

Наталья РЯБИНИНА,
Гульнара ЗАЙТИНОВА,
РНПЦ «Костанай дарыны»

    

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4