Экологическое воспитание: приоритеты расставлены

Выпуск - №11 (458)   :   22.03.2021
254

Одним из основных пунктов Послания народу Казахстана Касым-Жомарта Токаева в 2020 году стал вопрос об экологии и защите биоразнообразия. В своём выступлении Глава государства отметил, что «этим вопросом занимается весь цивилизованный мир, и нам негоже оставаться в стороне от магистральной тенденции».


Асет Турды

Экологические проблемы, поднятые еще в самом начале пути независимого Казахстана, к сожалению, были решены не в полном объёме. Этот вопрос остаётся актуальным и по сей день. Развитие промышленности, производства, сельского хозяйства и других сфер человеческой деятельности негативно сказываются на окружающей среде. Никто не должен остаться равнодушным, когда природа просит о помощи.

В Послании народу Казахстана Президент сделал акцент на экологическом воспитании подрастающего поколения. Это направление всегда было отражено в деятельности школы. Но любое воспитание невозможно без поддержки. В данном случае поддержки со стороны школы, потому что, как бы ни говорили, воспитание в целом начинается в семье, все основы культурного, цивилизованного человека закладываются в семье. А школа может лишь поддержать и развить их.
Вопросы охраны окружающей среды, заботы о природе педагоги школ поднимают и на уроках, и во внеурочное время. Учащиеся младших и старших классов являются активными участниками различных конкурсов, фестивалей, акций, субботников экологической направленности.


Алина Янгильдина

Ежегодно школьники области принимают участие в республиканских и международных научных соревнованиях: республиканский конкурс научных проектов (для учащихся 9-11 классов) и республиканский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Зерде» среди учащихся 1-7 классов, всероссийская олимпиада по проблемам окружающей среды «Человек – Земля – Космос», международные научные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки» и другие. В каждом из конкурсов имеются секции экологии или охраны окружающей среды. Тематика представляемых проектов различна: от небольшой проблемы своего маленького села до проблем планеты Земля. 

Исследовательская деятельность учеников позволяет уже в стенах школы поднять многие актуальные проблемы региона. Поэтому говорить о том, что молодёжь не интересуется экологией нельзя, но работать над повышением уровня культуры необходимо. 

В свете реализации Послания был проведён ряд мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности учащихся. Республиканский научно-практический центр «Дарын» провёл республиканский экологический конкурс рисунков и художественных поделок «Daryn Ecoart». Этот конкурс проводился впервые и был организован для того, чтобы поддержать экоактивистов, показать, что даже в условиях пандемии и изоляции есть возможность проявить свою активную экологическую позицию, заниматься экологическим воспитанием.


Войлочная картина Акгул Сабрадин

По итогам областного конкурса для участия в республиканском этапе были отобраны 15 рисунков и 14 художественных поделок. Конкурс прошёл по двум направлениям: конкурс на лучший рисунок (природа родного края); конкурс на лучшую художественную поделку из переработанных материалов и отходов. Призёрами республиканского конкурса из числа участников от Костанайской области стали Асет Турды и Акгул Сабрадин (школа-гимназия №7 им. Б.Майлина, г. Рудный), Егор Феданов (ОШ №5 им. Б.Момышулы, г. Костанай). Грамотами награждены Ангелина Оськина (гимназия №21, г. Рудный) и Анастасия Толкачёва (ОШ №5 им. Б.Момышулы, г. Костанай).

С целью привлечения внимания учащихся к экологическим проблемам в регионах Казахстана, развития творческой активности в решении экологических проблем, формирования у учащихся экологической культуры с 27 ноября по 4 декабря 2020 года проходил республиканский экологический конкурс «Путешествие в Ecostan». На конкурс было направлено 10 работ по двум направлениям («Лучший натуралистический фоторепортаж» - 6 работ, «Лучший экологический видеоролик» - 4 работы). По итогам конкурса 2 место заняла Алина Янгильдина (ОСШ №1, Житикаринский район), 3 место – Анастасия Попова (ШЛ №4, г. Рудный). Обе работы были представлены в номинации «Eco-Nazar»: экологическая проблема рядом с нами». Грамотой отмечена работа Миланы Поздняковой, учащейся 11 класса гимназии г. Житикары в номинации «Подари планете жизнь». 

В декабре 2020 года состоялась республиканская дистанционная олимпиада по экологии «Baytaq El» для учащихся 9-11 классов. В олимпиаде приняли участие 17 574 учащихся изо всех регионов республики. 512 старшеклассников Костанайской области стали участниками этой олимпиады. Наибольшее количество из школ г. Костаная (146 человек), г. Рудного (98 человек) и Костанайского района (62 человека). Наши ребята показали хорошие знания по экологии: призёрами олимпиады стали 387 учеников (качество участия 76%), заняв 135 первых, 158 вторых и 96 третьих мест. И это результаты труда педагогов школ области. 


Кроме того, Региональный научно-практический центр «Костанай дарыны» запланировал и уже провёл ряд мероприятий экологической направленности для школьников области. Среди них областной конкурс эссе «Охранять природу – значит охранять Родину». Учащиеся 6-11 классов школ области проявили большой интерес к этому конкурсу. 147 работ поступило в оргкомитет на государственном и русском языках. Целью конкурса было привлечение внимания школьников к экологическим проблемам регионального и мирового значения. 

Известные слова писателя, посвятившего своё творчеству описанию природы, Михаила Пришвина стали для участников конкурса не только призывом к действию, но и для некоторых – девизом жизни. Все ребята в своих работах отметили, что любовь к Родине не должна быть пассивной, она должна находить отражение через поступки, которые принесут стране пользу. А помочь может каждый! Просто начать с самого себя: убрать за собой мусор, выйти на субботник, посадить дерево… Ребята описывают красоты природы родного Казахстана, то, чем может гордиться каждый патриот. Но сохранение природы и её красоты невозможно без участия самого человека, т.к. экологические проблемы возникают тоже по вине человека.
«Отношение к природе – один из показателей культуры, воспитанности человека», - так считает Кирилл Нечаев из Нечаевской основной школы Костанайского района. А Аяуым Мамыркан из Узункольской школы №1 сравнивает уничтожение и загрязнение природы с мировой войной: «…загрязняя моря, океаны, почву, человек причиняет столько же боли, сколько и война». Каждый участник конкурса описывает не только свои эмоции, впечатления, но и свой личный опыт: участие в субботниках, экологических акциях, волонтёрство, свою помощь братьям нашим меньшим. Ребята понимают, что без личного участия каждого проблемы природы, а вместе с ними и наши общие проблемы, не решить. «Участие в сохранении окружающей среды полезно не столько природе, сколько самому человеку, - считает Дарья Здрелюк из школы-гимназии №10 г. Рудного. – Ведь мы - часть природы, и то в каких условиях мы будем жить, зависит от нас».
Несмотря на свой юный возраст, школьники уже задумываются о будущем: что же останется будущим поколениям? «Человек должен не только задумываться над сохранением природы в первозданном виде, но уже и действовать в меру своих сил и знаний! А по-другому никак не получится, мы должны думать, что оставим в наследство нашим потомкам!», - пишет в своей работе Диас  Бердимбетов, ученик 7 класса Жаныспайской основной школы Карасуского района. Каждая мысль, выраженная словами участников конкурса, проникновенна, обдуманна и взвешена. Поэтому надо думать, что слова у наших ребят не разойдутся с поступками и делами, и мы сможем оставить новым поколениям цветущий край, а не бесплодную пустыню.


 Егор Феданов

Наталья РЯБИНИНА,
Гульнара ЗАЙТИНОВА,
РНПЦ «Костанай дарыны»

    

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.