Гендерное равенство на сегодняшний день является одним из актуальных маркеров гуманного цивилизованного общества. Неслучайно, в списке 17 целей устойчивого развития ООН этот пункт занимает пятое место как одно из важнейших условий формирования процветающего мирового сообщества.
Республика Казахстан как демократическое светское государство поддерживает инициативы ООН, принимая участие во всех международных мероприятиях по продвижению гендерного равенства, а также проводит соответствующую политику внутри государства. Конституция Республики Казахстан гарантирует равные права и свободы для мужчин и женщин, что является основным принципом гендерного равенства. На сегодняшний день почти половина экономически активного населения Казахстана – женщины. Треть занятых женщин выполняют высококвалифицированную работу, доля женщин-руководителей составляет составляет 38%.
В ежегодном отчёте Всемирного экономического форума о равенстве полов от 20 июня 2023 года Казахстан занял 62 место из 146 стран мира по уровню гендерного равенства в четырёх ключевых областях: экономическое участие и карьерные возможности, образование, здоровье и выживаемость, политические права и возможности. Наша страна ратифицировала ряд международных документов в области гендерного равенства. Среди них – Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская декларация и платформа действий, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о гражданстве замужней женщины и другие. В стране также разработана Концепция семейной и гендерной политики до 2030 г., направленная на достижение гендерного равенства в Казахстане. Эти документы подтверждают приверженность правительства к расширению прав и возможностей женщин и искоренению любого рода неравенств во всех сферах.
Из вышеперечисленного мы можем сделать вывод, что в нашей стране есть все условия для достижения гендерного равенства. Однако не всё так однозначно. К сожалению, во многих регионах Казахстана на бытовом уровне наблюдается высокий уровень сексизма, женской дискриминации и бытового насилия. Что является причиной этих негативных явлений – декриминализация домашнего насилия, активная исламизация части населения, низкий уровень образования или социальная напряжённость? Об этом и других проблемах, связанных с продвижением гендерного равенства, говорили на открытом микрофоне «Гендерное равенство – пути решения», который прошел в ЦГБ им. Н.Островского.
Аудиторию составили студенты Костанайского высшего медицинского колледжа. В ходе мероприятия студенты ознакомились с политикой Казахстана в достижении гендерного равенства, историей женского движения в Казахстане. Были продемонстрированы фрагменты видео-подкаста «Честно говоря» Тимура Балымбетова с участием адвоката-правозащитницы Жанны Уразбаховой и учёного-этнографа Зиры Наурызбай. В этих видео давался анализ ситуации на сегодняшний день, а также исторический экскурс о положении женщины в истории тюркских народов. Далее студентам была предоставлена возможность выразить своё мнение о гендерном равенстве, озвучить свою позицию, а также рассказать о случаях столкновения с гендерными стереотипами в своей жизни.
В заключение все пришли к выводу, что помимо законодательной базы, нужно вырабатывать нулевую терпимость к дискриминации и насилию в нашем обществе. Махатма Ганди сказал: «Если желаешь, чтобы мир изменился, – стань сам этим изменением». Каждый из нас должен провести внутреннюю работу над собой, пересмотреть своё отношение к гендерным стереотипам, воспитывать уважение к чужим границам в себе и своих близких. Важно понимать, что гендерное равенство – это борьба людей, а не женская борьба. В странах с высоким уровнем гендерного равенства наблюдается достойный уровень качества жизни людей, безопасности, социальной защищенности, рост ВВП. Поэтому каждый из нас заинтересован в продвижении гендерного равенства как необходимом условии повышения качества нашей жизни.
Айжан АМАНБАЕВА,
библиотекарь ЦГБ им. Н. Островского, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.