Понимать проблемы ребёнка, а главное создать действенную диалоговую площадку с ним, чтобы своевременно протянуть руку помощи и не позволить ему допустить непоправимых ошибок – об этом не перестают говорить сотрудники Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования.
В конце октября теме профилактики суицидов среди несовершеннолетних была посвящена международная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, новые подходы в кризисном консультировании, в профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних» с участием международного специалиста кризисного и семейного консультирования социально-реабилитационного центра для подростков «Дом Милосердия» г. Санкт-Петербурга Эвелины Вайс, которая поделалась опытом работы российских коллег в этом направлении.
Сегодня ситуация в мире и в Казахстане такова, что необходимо работать над системными исследованиями в области детского суицида, которые концентрируются не только на вопросах распространённости проблемы, но и на факторах, предшествовавших самоубийствам и попыткам детского суицида. Изучая проблему необходимо включить в такое исследование изучение гендерных различий причин суицидов, важно понимать, в каком возрасте у детей начинают возникать суицидальные мысли и насколько отрыто они могут поделиться этими проблемами с психологами. В нашем Центре структура работы с детьми, подверженными суицидальной наклонности, строится на умении слышать ребёнка, настроить доверительные отношения, чтобы впоследствии можно было проводить комплексную работы со всей семьёй.
Ещё один немаловажный фактор – профессиональная подготовка педагогов-психологов в школьных учреждениях. Для того чтобы заметить изменения в поведении подростка современный психолог должен владеть целым арсеналом различных методик и инструментов. Именно эти основные аспекты обсуждались на конференции. Примечательно, что источник проблем у подростков примерно одинаков в сравнении с Российской Федерацией.
- Работая с детьми ежедневно я вижу, как они тянутся к нам, психологам, они могут доверить свою проблему, потому что точно знают, что получат поддержку. Опыт нашей работы показывает, что в большинстве случаев проблема идёт из семьи, очень много трагичных ситуаций связано с родителями, которые в силу ряда причин не могут установить контакт со своим ребёнком, – рассказывает Эвелина Вайс. – Иногда просто не хотят слышать, разбираться с детскими проблемами, которые для взрослых не представляют интересов. Хочу подчеркнуть, что всплеск новых попыток и трагичных случаев вновь случился в России, когда начался учебный год ещё и в дистанционном формате. Это говорит о том, что детям нужно уделять больше внимания, не бояться говорить и искать пути решения.
К диалогу были приглашены представители различных структур, занимающихся профилактикой аутодеструктивного поведения несовершеннолетних: КРУ им. А.Байтурынова, Костанайский областной центр психического здоровья, ОО «Ақ көгершін», группа ювенальной полиции УМПС ДП Костанайской области. Участие в конференции также приняла председатель территориального объединения профсоюзов «Профсоюзный центр Костанайской области», депутат Екатерина Смышляева. Она поделилась опытом собственных научных исследований в данной области, отметила необходимость расширения штата психологов в общеобразовательных учреждениях, предложила пути реализации.
Затрагивая столь щепетильную проблему, мы подошли к вопросу масштабно – рассмотрели все составляющие: контроль психологической работы в образовательных учреждениях Костанайской области и совместные международные, республиканские, областные проекты по профилактике кибербуллинга, буллинга, ПАВ, профессионального выгорания. Также, в ходе онлайн-диалога был обобщен опыт работы российских и отечественных специалистов, рассмотрена интеграция и систематизация теоретических, практических наработок в области психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Елена ПЕТРЕНКО,
директор РЦППиДО
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.