Главное – услышать ребёнка

Выпуск - №44(440)   :   10.11.2020
111

Понимать проблемы ребёнка, а главное создать действенную диалоговую площадку с ним, чтобы своевременно протянуть руку помощи и не позволить ему допустить непоправимых ошибок – об этом не перестают говорить сотрудники Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования.

В конце октября теме профилактики суицидов среди несовершеннолетних была посвящена международная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, новые подходы в кризисном консультировании, в профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних» с участием международного специалиста кризисного и семейного консультирования социально-реабилитационного центра для подростков «Дом Милосердия» г. Санкт-Петербурга Эвелины Вайс, которая поделалась опытом работы российских коллег в этом направлении.  
     
Сегодня ситуация в мире и в Казахстане такова, что необходимо работать над системными исследованиями в области детского суицида, которые концентрируются не только на вопросах распространённости проблемы, но и на факторах, предшествовавших самоубийствам и попыткам детского суицида.  Изучая проблему необходимо включить в такое исследование изучение гендерных различий причин суицидов, важно понимать, в каком возрасте у детей начинают возникать суицидальные мысли и насколько отрыто они могут поделиться этими проблемами с психологами. В нашем Центре структура работы с детьми, подверженными суицидальной наклонности, строится на умении слышать ребёнка, настроить доверительные отношения, чтобы впоследствии можно было проводить комплексную работы со всей семьёй. 

Ещё один немаловажный фактор – профессиональная подготовка педагогов-психологов в школьных учреждениях. Для того чтобы заметить изменения в поведении подростка современный психолог должен владеть целым арсеналом различных методик и инструментов. Именно эти основные аспекты обсуждались на конференции. Примечательно, что источник проблем у подростков примерно одинаков в сравнении с Российской Федерацией.

- Работая с детьми ежедневно я вижу, как они тянутся к нам, психологам, они могут доверить свою проблему, потому что точно знают, что получат поддержку. Опыт нашей работы показывает, что в большинстве случаев проблема идёт из семьи, очень много трагичных ситуаций связано с родителями, которые в силу ряда причин не могут установить контакт со своим ребёнком, – рассказывает Эвелина Вайс. – Иногда просто не хотят слышать, разбираться с детскими проблемами, которые для взрослых не представляют интересов. Хочу подчеркнуть, что всплеск новых попыток и трагичных случаев вновь случился в России, когда начался учебный год ещё и в дистанционном формате. Это говорит о том, что детям нужно уделять больше внимания, не бояться говорить и искать пути решения. 

К диалогу были приглашены представители различных структур, занимающихся профилактикой аутодеструктивного поведения несовершеннолетних: КРУ им. А.Байтурынова, Костанайский областной центр психического здоровья, ОО «Ақ көгершін», группа ювенальной полиции УМПС ДП Костанайской области. Участие в конференции также приняла председатель территориального  объединения профсоюзов «Профсоюзный центр Костанайской области», депутат Екатерина Смышляева. Она поделилась опытом собственных научных исследований в данной области, отметила необходимость расширения штата психологов в общеобразовательных учреждениях, предложила пути реализации.

Затрагивая столь щепетильную проблему, мы подошли к вопросу масштабно – рассмотрели все составляющие: контроль психологической работы в образовательных учреждениях Костанайской области и совместные международные, республиканские, областные проекты по профилактике кибербуллинга, буллинга, ПАВ, профессионального выгорания. Также, в ходе онлайн-диалога был обобщен опыт работы российских и отечественных специалистов, рассмотрена интеграция и систематизация теоретических, практических наработок в области психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Елена ПЕТРЕНКО, 
директор РЦППиДО

        

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.