Главное – услышать ребёнка

Выпуск - №44(440)   :   10.11.2020
227

Понимать проблемы ребёнка, а главное создать действенную диалоговую площадку с ним, чтобы своевременно протянуть руку помощи и не позволить ему допустить непоправимых ошибок – об этом не перестают говорить сотрудники Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования.

В конце октября теме профилактики суицидов среди несовершеннолетних была посвящена международная научно-практическая конференция «Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, новые подходы в кризисном консультировании, в профилактике аутодеструктивного поведения несовершеннолетних» с участием международного специалиста кризисного и семейного консультирования социально-реабилитационного центра для подростков «Дом Милосердия» г. Санкт-Петербурга Эвелины Вайс, которая поделалась опытом работы российских коллег в этом направлении.  
     
Сегодня ситуация в мире и в Казахстане такова, что необходимо работать над системными исследованиями в области детского суицида, которые концентрируются не только на вопросах распространённости проблемы, но и на факторах, предшествовавших самоубийствам и попыткам детского суицида.  Изучая проблему необходимо включить в такое исследование изучение гендерных различий причин суицидов, важно понимать, в каком возрасте у детей начинают возникать суицидальные мысли и насколько отрыто они могут поделиться этими проблемами с психологами. В нашем Центре структура работы с детьми, подверженными суицидальной наклонности, строится на умении слышать ребёнка, настроить доверительные отношения, чтобы впоследствии можно было проводить комплексную работы со всей семьёй. 

Ещё один немаловажный фактор – профессиональная подготовка педагогов-психологов в школьных учреждениях. Для того чтобы заметить изменения в поведении подростка современный психолог должен владеть целым арсеналом различных методик и инструментов. Именно эти основные аспекты обсуждались на конференции. Примечательно, что источник проблем у подростков примерно одинаков в сравнении с Российской Федерацией.

- Работая с детьми ежедневно я вижу, как они тянутся к нам, психологам, они могут доверить свою проблему, потому что точно знают, что получат поддержку. Опыт нашей работы показывает, что в большинстве случаев проблема идёт из семьи, очень много трагичных ситуаций связано с родителями, которые в силу ряда причин не могут установить контакт со своим ребёнком, – рассказывает Эвелина Вайс. – Иногда просто не хотят слышать, разбираться с детскими проблемами, которые для взрослых не представляют интересов. Хочу подчеркнуть, что всплеск новых попыток и трагичных случаев вновь случился в России, когда начался учебный год ещё и в дистанционном формате. Это говорит о том, что детям нужно уделять больше внимания, не бояться говорить и искать пути решения. 

К диалогу были приглашены представители различных структур, занимающихся профилактикой аутодеструктивного поведения несовершеннолетних: КРУ им. А.Байтурынова, Костанайский областной центр психического здоровья, ОО «Ақ көгершін», группа ювенальной полиции УМПС ДП Костанайской области. Участие в конференции также приняла председатель территориального  объединения профсоюзов «Профсоюзный центр Костанайской области», депутат Екатерина Смышляева. Она поделилась опытом собственных научных исследований в данной области, отметила необходимость расширения штата психологов в общеобразовательных учреждениях, предложила пути реализации.

Затрагивая столь щепетильную проблему, мы подошли к вопросу масштабно – рассмотрели все составляющие: контроль психологической работы в образовательных учреждениях Костанайской области и совместные международные, республиканские, областные проекты по профилактике кибербуллинга, буллинга, ПАВ, профессионального выгорания. Также, в ходе онлайн-диалога был обобщен опыт работы российских и отечественных специалистов, рассмотрена интеграция и систематизация теоретических, практических наработок в области психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Елена ПЕТРЕНКО, 
директор РЦППиДО

        

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».