В феврале исполнился год Региональному центру психологической поддержки и дополнительного образования. И это хороший повод поговорить с его руководителем Еленой ПЕТРЕНКО о том, какие задачи были поставлены при создании центра, и что удалось сделать за этот период.
Елена Петренко и специалисты Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования
- Одной из главных задач, предиктором создания этого центра была профилактика суицидального поведения несовершеннолетних, - поясняет Елена Александровна. – Также в числе основных задач повышение психологической грамотности педагогов, школьников и их родителей, с этой целью проведение семинаров, практикумов, тренингов. С первых же дней создания центра была начала работа круглосуточного телефона доверия для консультирования и реагирования на острые ситуации. Обязательно были предусмотрены такие виды деятельности, как коррекция, очное консультирование, работа в интернет-пространстве, прямые эфиры, мониторинг деятельности психологических служб учреждений образования области, проведение мероприятий по повышению квалификации и компетенции педагогов-психологов.
Что можно сказать, спустя год?
Отрадно, что на 30% снизилось количество случаев суицидального поведения среди детей и подростков. В 2016 году было 37 случаев, в 2017 году – 43, в 2018 году – 50, в 2019 году – 35 случаев. Общими усилиями мы сместили эту негативную планку ниже уровня 2016 года. Конечно, от того, что открылся Центр психологической поддержки, все процессы в обществе, которые отрицательно влияют на несовершеннолетних, сами собой не прекратятся. Хорошим результат можно будет назвать, когда цифры станут минимальными. Но и этот показатель говорит о том, что наметилась положительная динамика. Данные 2018 года были очень тревожными, и цифра могла стать больше, если бы акимат не принял решение о создании такой структуры.
- Насколько оправдывает себя круглосуточная служба на телефоне доверия?
- Это очень нужная и удобная функция. Уже есть повод говорить, что таких служб хорошо бы сделать больше, но пока один телефон справляется. Не каждый решится прийти, не каждый решится озвучить свою проблему, глядя глаза в глаза. Чаще всего, звонок на телефон доверия бывает только первым шагом. Человека, у которого серьёзная проблема, специалист в беседе по телефону подводит к тому, что нужна очная консультация, необходима коррекция поведения, необходимо вместе со специалистом выстроить дальнейший план. И именно благодаря этой связи около 20 тяжёлых случаев мы вытянули из кризиса, не допустили трагедии. На телефон доверия за год работы центра мы получили около 700 звонков. Больше половины – это подростки от 11 до 14 лет, самая активная группа. Остальные процентов 40% - подростки от 15 до 18 лет, родители и педагоги. Основные вопросы, с которыми обращаются как дети, так и взрослые, это внутрисемейные отношения. Также детей волнуют взаимоотношения с учителями, одноклассниками. У ребят постарше преобладает эмоциональная сфера: чувства, любовь. Но всё равно большая часть проблем приходится на детско-родительские отношения
- Как строится ваша работа, если вы получаете информацию о наличии кризисной ситуации, о попытке суицида?
- Наши психологи, да и я сама проводим консультации, выезжаем на места, чтобы провести необходимую работу. 67 выездов совершила наша группа мобильного реагирования. Одни специалисты мониторят психологическую службу, другие работают с детьми того класса, группы, где совершена попытка, так как эти ребята уже находятся в зоне риска. Не говоря уже о тех, кто стал свидетелями трагедии. Мы работаем и с родителями, и с коллективом, то есть это комплексные действия в течение дня-двух. В некоторые учреждения приходилось выезжать повторно. Были выезды и по запросам педагогов, школьных психологов, то есть они чувствуют свою проблему, не могут справиться, мы приезжаем, оказываем методическую помощь, документально и практически. Бывали случаи, когда сам ребёнок фиксирует у себя негативные мысли и звонит нам, чтобы ему помогли, потому, что опасается за своё состояние и поступки. Обращаются и родители, которые заметили негативные проявления в поведении детей. И мы обязательно приходим на помощь, чтобы вывести подростка, молодого человека на доверительную беседу, найти с ним контакт. Конечно, особенно пристального внимания требуют тяжёлые случаи: когда уже были попытки суицида, или когда есть прямое заявление, что человек не хочет жить. Такой пример: ребёнок писал в своих контрольных: «Я никому не нужен. Меня никто не видит. Я не хочу жить». Это длилось на протяжении полугода, а педагоги не реагировали. Поэтому на все свои мероприятия мы приглашаем классных руководителей, кураторов, предметников, чтобы они знали, на какие проявления надо обращать внимание и что в этом случае делать. Обязательно учим родителей на встречах в семейных клубах, на семинарах обращать внимание на все признаки деструктивного поведения, знать их, потому что большая часть проблем приходится на детско-родительские отношения. Если взять законченные случаи этого года, можно сказать, что больше половины из них – из-за проблем в семье.
- В этой связи наверняка одна из важных задач центра – донесение до родительской общественности психологических знаний. Ведь многие до сих пор отвергают принципы, сформулированные психологами, считая, что сами разберутся, исповедуя догму «Как меня воспитывали, так и я буду так воспитывать». Как пробудить в родителях осознание их ответственности за душевное состояние ребёнка?
- Нам очень не хватает психологической грамотности родителей в воспитании своих детей. После того как мы зафиксировали учащение суицидальных попыток с начала учебного года, особенно в колледжах, возникла идея о создании проекта «Семейный клуб», благо наработок за 30 лет педагогической деятельности у меня было предостаточно. Мы начали с Костанайского сельскохозяйственного колледжа, где был случай законченного суицида студента, привлекли для совместной работы НПО «ГрИн» и «Ак когершин». Очень непросто администрации колледжа было собрать родителей первокурсников, тем более что многие живут в других районах. Но поскольку они всё-таки были встревожены произошедшим случаем, организовать встречу получилось. На первой беседе были все те же речи: «Мы сами всё знаем. Это мой ребёнок, поступаю так, как считаю нужным». Но в ходе работы, во время проведения упражнений выяснялось, что именно они знают, как умеют разговаривать с детьми. Оказалось все те же ошибки и стереотипы. В течение месяца мы совместно со специалистами колледжа и НПО проводили занятия, на которых родители осознавали свои проблемы. Мы рассказывали о реальных случаях, которые произошли не где-то там далеко, а здесь у нас, рядом. И хочу сказать, что родители студентов этого колледжа очень заинтересовались. Как отметили в администрации, они даже не думали, что мы сможем в течение месяца несколько раз собирать полный зал. Не все родители знают о принципах педагогики, психологии, о том, как правильно выстраивать отношения с детьми. Мужчины для себя просто Америку открывают. Поэтому такая работа была продолжена в одном из колледжей Рудного. А затем решением управления образования этот проект с нашими методическим обеспечением, докладами, видеоматериалами был введён в каждой организации образования. Конечно, было немало проблем, педагогам непросто собрать родителей, но в итоге каждый раз выяснялось, что родители интересуются, они хотят общаться, надо просто правильно им доносить информацию. Сейчас прокуратура области инициировала совместный проект по обучению родителей. Начать решили с крупных учреждений, где большие коллективы. Мы уже побывали в поликлиниках №2, №4, №3, где провели встречи при полных залах, говорили о профилактике не только деструктивного поведения подростков, но и на такую щекотливую тему, как половая неприкосновенность несовершеннолетних. Казалось бы, медики с проблемой знакомы, но дополнительная информация вызвала большой интерес. И люди были очень благодарны за эти встречи, беседы.
- Как оцениваете перспективы психолого-просветительской работы? И какие направления деятельности планируете освоить?
- Мне непонятно, когда человек с уверенностью говорит: «Я сам себе психолог». Но сдвиги среди населения всё же есть, по крайней мере, уже не считают, что к психологам ходят только неуравновешенные люди. И, кстати, дети стали более грамотны, они готовы общаться с психологом, сами просят поддержки, консультаций. Если бы и родители были подкованы психологически, в обществе было бы меньше проблем. Психологи же не только проблемные ситуации могут решать, они могут продиагностировать, узнать направленность ребёнка, его задатки, сферу возможного успеха, что в итоге будет способствовать повышению его самооценки, раскрытию талантов.
60% обратившихся на наш телефон доверия – это дети из полных, внешне благополучных семей. Возможно, родители слишком заняты материальным обеспечением в ущерб близкому общению с ребёнком. Я опрашивала ребят, чтобы узнать, какие традиции есть в их семьях, кроме отмечания дня рождения или Нового года. И выяснилось, что у большинства нет никаких семейных традиций. И над этим надо работать с родителями. Конечно, такая работа должна быть регулярной. Поэтому мы хотим, чтоб в рамках проекта «Семейный клуб» по субботам в учреждениях образования проводился день открытых дверей, когда любой родитель или ученик может прийти и получить консультацию специалиста. В городе у нас много индивидуальных психологов, но их консультации платные. Поэтому помощь, которую школьные психологи могли бы оказывать на базе своих учреждений в свободный субботний день была бы очень действенной. Что касается ближайших планов, то с февраля мы намерены организовать работу психолога в здании акимата, где он будет бесплатно консультировать население. Также наши специалисты прошли международные семинарские курсы по нескольким направлениям, чтобы далее готовить тренеров для учреждений образования по профилактике пагубных зависимостей. Предстоит проведение семинара по профессиональному выгоранию для педагогов-психологов, чтобы повысить эффективность их работы. Возможно, у нас увеличится штат консультирующих психологов, потому что потребность высока.
- А как идёт работа в сфере дополнительного образования?
- Эта часть деятельности регионального центра у нас отлажена, но сейчас мы добавили и много нового. Мы проводим областные и участвуем в проведении республиканских мероприятий, запланированы проекты, к юбилейным датам Абая и аль-Фараби, конкурс, посвящённый 75-летию Победы. Во второй раз будет проводиться совместно с хореографической школой «Карнавал» международный фестиваль «Наурыз встречает друзей»: в этом году будет ещё больше гостей, примут участие и наши победители областного творческого конкурса «Армандастар». График работы очень плотный. 45 учреждений дополнительного образования области – это наши подведомственные учреждения. Плюс в Костанае, например, Дворовый клуб имеет свои филиалы в каждом районе города. И везде дети бесплатно могут заниматься вокалом, хореографией, художественным, декоративно-прикладным творчеством, в военно-патриотических, туристических кружках. Всю эту деятельность мы курируем, оцениваем работу в регионах, ведём мониторинг, оказываем методическую помощь. Также мы готовим смены для лагеря «Балдаурен», «Балдаурен Балхаш» (с инклюзивной составляющей). Сейчас готовимся к 54 республиканскому музыкальному конкурсу, уже стартовал очно-заочный конкурс «Открываем мир профессий», идёт заочный тур конкурса кино, скоро будет проводиться фестиваль «Детство без границ». В этом году впервые повезём детей на республиканский дебатный турнир. Также в этом году мы инициировали областной конкурс «Юные помощники полиции». И в самом здании Детского центра продолжают работать кружки хореографии, художественный, музыкальный, технического моделирования, декоративно-прикладного творчества, военно-патриотический клуб.
- Прослеживается ли связь психологической поддержки с дополнительным образованием?
- Мы стараемся тех детей, которые к нам обращались за психологической помощью привлекать к занятиям творчеством, чтобы они нашли себе занятие по душе и структурировали своё свободное время. И очень радует, когда из кабинета психолога дети перемещаются в творческие студии. Мы ввели в практику песочную терапию, для чего приобрели специальное оборудование. Это очень полезное занятие не только для детей, но и для взрослых. Психологов области обучили очень действенному методу работы с подростками – метафорические карты. Сейчас хочется направить родителей, чтобы они приходили за диагностикой для своего ребёнка: определить, в какой кружок его записать, как развивать, сориентировать в отношении будущей специальности. Для этого есть профессиональные тесты, которые учитывают все факторы. Многие дети не знают, чего им хочется, родителям самим сложно определить направленность ребёнка, вот здесь и помогают тесты. И в целом мы стремимся дать больше позитивных целей, больше говорить детям о ценности жизни, о том, как находить правильный выход из проблемной ситуации. Потому, что на самом деле хороший выход всегда есть!
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.