«От тюрьмы и от сумы не зарекайся» – эта пословица пришла к нам из далёкого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Безрассудные поступки свойственны молодости.
Правонарушения и преступления среди подростков являются наиболее актуальной проблемой современного общества. Подростковый возраст считается переломным моментом в развитии каждой личности. Желание доказать свою самостоятельность и взрослость, юношеский максимализм толкает подростка на необдуманные поступки, которые в свою очередь влекут за собой последствия различного характера. Причём правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними, утратили черты детского поведения, озорства, спонтанности. С каждым годом подростковая преступность «омолаживается», становится жёстче.
Известно, что истоки формирования криминогенных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Всё это они стремятся компенсировать свободой на улицах, в среде таких же отвергнутых и непонятых.
Причины подростковой преступности:
– слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
– отсутствие воспитательной функции в системе обучения;
– недостаточная организация системы безопасности учебных заведений;
– излишне мягкая ответственность за совершение преступления;
– незнание закона;
– уверенность в безнаказанности;
– безделье, желание повеселиться;
– желание выделиться среди сверстников;
– неблагополучная ситуация;
– давление со стороны друзей;
– употребления алкоголя, наркотиков;
– чувство вины, стыда за неблагополучных родителей.
Большую часть времени дети проводят в школе, поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за их воспитание. Профилактическая работа с подростками – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Основная задача по профилактике правонарушений и законопослушного поведения несовершеннолетних заключается в раннем выявлении причин, способствующих отклонению от норм. Основными формами работы являются:
1. Изучение личностных особенностей учеников, занятия по коррекции их поведения, обучение навыкам общения.
2. Организация внеурочной работы, занятости в каникулярное время.
3. Консультации для ребят и их родителей.
4. Индивидуальные или групповые профилактические беседы с учениками и их родителями.
5. Вовлечение детей в социально значимую деятельность, занятость в спортивных секциях, кружках, участие в школьных мероприятиях.
В профилактической деятельности с конкретным ребёнком важно не упустить именно время на ранней стадии, когда личность ещё не приобрела устойчивых взглядов и привычек, лишь тогда может быть легче достигнут успех. Особый упор необходимо сделать на учебно-воспитательное и социально-правовое направление в деятельности школы.
В нашей школе проводятся мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений среди подростков. Много классных часов посвящено профилактике правонарушений, здоровому образу жизни, доброте и дружбе, проводятся беседы, разбор конкретных ситуаций. Классные часы проводятся по следующим темам: «Правонарушение, преступление и подросток», «Правила поведения учащихся в школе и на улице», «Мы в ответе за свои поступки», «Азбука поведения вне дома», «Проступок. Правонарушение. Преступление», «Чтобы не случилось беды», «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его», «Преступление и наказание», «Хочу дружить».
Педагогический коллектив школы прилагает максимум усилий для организации свободного времени учащихся. В школе во второй половине дня работают бесплатные кружки, спортивные секции, где охотно занимаются дети. Но положительный результат возможен только при совместной и слаженной работе семьи, школы и внешних досуговых и социальных учреждений и организаций.
Рахима НУРМАГАНБЕТОВА,
замдиректора по ВР,
Елена МАЛЕНКО,
учитель истории, руководитель кружка «Адал ұрпақ» ШГ №3, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.