О полномочиях департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области в области защиты прав детей рассказала на брифинге в Региональной службе коммуникаций заместитель руководителя ДОКСО Алёна МАЛЬГАЕВА.
- С января 2020 года территориальные департаменты по обеспечению качества в сфере образования комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки МОН РК получили дополнительные полномочия в области защиты прав несовершеннолетних и была введена структурная единица заместителя руководителя, в должностных инструкциях которого определены задачи и функции по данному направлению.
В целях реализации поставленных задач и осуществления данных функций с комитетом по охране прав детей составлен совместный план, в соответствии с которым департамент осуществляет взаимодействие с государственными органами, в частности, с управлениями образования, здравоохранения, социальной защиты и координации занятости и социальных программ, департаментом внутренних дел, а также с неправительственными и иными организациями по вопросам защиты прав ребёнка, усыновления (удочерения), опеки, попечительства, патроната, приёмной и гостевой семьи, противодействия детской безнадзорности и беспризорности, предупреждению и профилактике социального сиротства.
На сегодняшний день в области в сфере образования функционируют шесть специальных организаций образования для детей с особыми образовательными потребностями, четыре организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пять Центров поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно плану работы, департамент проводит мониторинг обеспечения прав детей на образование, организацию питания, подвоза, отдыха, оздоровления в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты населения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных организациях образования. В ходе мониторинга были изучены условия проживания детей, кадровый состав.
В функции департамента входит оказание консультационной помощи физическим и юридическим лицам по вопросам государственного контроля в сфере образования и по вопросам защиты прав несовершеннолетних. Для этих целей на сайте департамента, в социальных сетях Фейсбук, Instagram, мессенджере WahtsApp для оперативной организации помощи детям в случаях нарушения их прав размещены телефоны руководителя и заместителя руководителя. Также комитетом по охране прав детей в целях оперативного выявления нарушений прав детей, насилия или жестокого обращения в отношении несовершеннолетних в мессенджере Теlegram создан чат-канал «BALA QORGAU». Обратная связь в Telegram работает круглосуточно, без выходных.
Приказом министра образования и науки РК от 31.12.2020 г. №569 утверждено руководство по межведомственному взаимодействию по выявлению и работе с фактами насилия и жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. Данное руководство содержит действия органов и организаций образования, внутренних дел, здравоохранения, социальной защиты населения, местных исполнительных органов в случае обнаружения фактов насилия и жестокого обращения.
На телефоны доверия департамента с начала года поступило более 100 звонков от родителей, учащихся колледжей и высших учебных заведений, от учителей.
Анализ тематики устных обращений граждан, поступивших за этот период, показывает, что лидирующие позиции занимают вопросы поступления детей в организации образования, вопросы организации дистанционного обучения, вопросы усыновления.
Анализ обращений, поступивших в устной форме на личном приёме, свидетельствует о том, что основной причиной несоблюдения прав детей в учреждениях образования, социальной защиты, здравоохранения, досуга чаще всего является недостаточная правовая информированность граждан, в первую очередь – законных представителей несовершеннолетних детей. По всем обращениям даны юридические разъяснения. Таким образом, большинству заявителей оказана правовая помощь.
Зачастую граждане просто не в состоянии разобраться, в какой из многочисленных уполномоченных органов им необходимо обратиться с конкретной проблемой, поэтому направленные ими в те или иные органы заявления подвергаются многократной переадресации. В ряде случаев обращаются за помощью несвоевременно, что не позволяет оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию и тем самым затрудняет процесс восстановления нарушенных прав детей.
Комитетом по охране прав детей МОН РК с целью разработки системных и постоянных форм взаимодействия с детьми в регионах был предложен механизм, направленный на активизацию участия детей в жизни общества. Право ребёнка быть услышанным по всем затрагивающим его вопросам в нашей стране будет реализовано через создание и развитие детских представительств по вопросам обеспечения прав детей в Республике Казахстан. Создание и запуск деятельности детских представительств осуществлён совместно с единой детско-юношеской организацией «Жас ұлан», управлениями образования областей, городов. Основными функциями являются защита прав и законных интересов детей, оказание содействия в решении актуальных проблем участия детей в жизни общества и государства, поддержка детских социальных инициатив и детских общественных объединений.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.