Наш опыт становления ответственных граждан

Выпуск - №41(538)   :   19.10.2022
393

Формирование человека, обладающего гражданско-правовой культурой, – одно из важнейших направлений педагогической деятельности коллектива общеобразовательной школы №8.

В школе создана система работы, которая предполагает:

* формирование системы гражданских ценностей личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей, навыков законопослушного и социально полезного поведения;
* повышение чувства ответственности за свои поступки;
* воспитание ценностного отношения к человеку, его правам и свободам, воспитание социальной активности как способа самореализации.
Реализуя задачи гражданско-правового воспитания школьников, педагоги используют различные формы работы, направленные на вовлечение самих обучающихся в активно-значимую деятельность. Особую роль по гражданско-правовому воспитанию принадлежит школьному самоуправлению «Союзники». 

Школьное самоуправление рассматривается как способность и возможность учеников реализовывать свое право участия в управлении делами своей школы. В процессе ученического самоуправления проявляется совместное творчество всех участников школьной жизни и организация акций «Мы – законопослушные граждане РК», выставка плакатов и рисунков «Задумайся, пока не поздно», конкурс эссе «Моя гражданская позиция».

В системе ученического самоуправления действует школьная служба примирения для разрешения конфликтных ситуаций. Старшеклассники не только учатся давать правильную оценку неправомерным действиям, но и стараются быть медиаторами наравне с взрослыми. 

Кроме того, в нашей школе действует добровольное объединение школьников – отряд ЮПП (юных помощников полиции). Для воспитания интереса к правовой культуре, членами отряда ЮПП проводится работа по основным направлениям деятельности отряда:

1) информационная – устные журналы, лекции, кинолектории. Выпускаются бюллетени по профилактике правонарушений и темам правового всеобуча. Участниками ЮПП проводится информационно-разъяснительная работа с учащимися, состоящими на различных видах учёта;
2) пропагандистская – дебаты, интеллектуальные, познавательные марафоны, «байга знаний»;
3) патрульная – осуществление участниками ЮПП на переменах контроля за поведением и дисциплиной учащихся.

Традиционными мероприятиями по гражданско-правовой тематике стали фестивали правовых знаний, игра по станциям «Порядок и закон», флэшмоб «Право быть успешным», информационные перемены «Подросток и закон», фотовыставки «Как прекрасен этот мир!», «Мы выбираем лучшее!», концертные программы и разъяснительно-профилактические беседы с воспитанниками Центра адаптации несовершеннолетних. Надо сказать, что на протяжении многих лет школа активно сотрудничает с Центром адаптации несовершеннолетних, приглашая его сотрудников на классные часы и занятия правового всеобуча. Такие встречи заставляют подростков задуматься над своими поступками, спроектировать траекторию жизни законопослушного человека.

Традиционными стали встречи с представителями линейного отдела внутренних дел, работниками городской прокуратуры, с сотрудниками ювенальной полиции, способствующие формированию гражданско-правовой культуры наших учащихся. Ярким, запоминающимся моментом для школьников являются совместные со школьным инспектором экскурсии в кинологический центр, на стационарный пост полиции, в музей департамента полиции.

Два раза в год для ребят проводятся декады «Законопослушный гражданин», месячники по правовому воспитанию, по профилактике правонарушений «Человек и закон», «Я и мой полицейский» с обязательным приглашением представителей правоохранительных органов, суда, прокуратуры. Следует отметить, что в школе функционирует школьное радио «Восьмая Вселенная», которое в период таких мероприятий проводит радиопередачи «Подросток, помни свои права!». Кроме того, дважды в неделю, на переменах учащиеся могут получить информацию по правовой тематике, причём материалы для школьного радио готовятся при участии руководителя и членов школьного ЮПП.

Значимым на сегодняшний день является работа по формированию антикоррупционного мировоззрения. В рамках данного направления действует добровольный школьный клуб «Адал ұрпақ», членами которого активно проводятся дебаты, театрализованные постановки, выпускаются информационные вестники и др. На протяжении нескольких лет в школе проводится правовой всеобуч, являющийся необходимой и важной составляющей социальной адаптации ребёнка. Различные формы правового всеобуча в виде интеллектуальных игр, устных журналов, встреч с интересными людьми позволяют расширить знания учеников о гражданско-правовой ответственности.

Кроме того, в целях повышения уровня правовых знаний в школе действует факультативный курс «Порядок и закон» для 8 классов. На занятиях школьники основательно знакомятся с темами об ответственности граждан перед законами РК. Знание норм права способствует подготовке школьников к жизни в обществе в реальных условиях, оперативно адаптироваться к требованиям социума.

В данном направлении школа много лет сотрудничает с преподавателями и студентами кафедры права Костанайского филиала ЧелГУ. Раз в полугодие для учащихся проводятся круглые столы по теме «Правовой вестник», профилактические беседы с представителями отряда по охране правопорядка, кроме этого ребята принимают активное участие в конференциях университета, где представляют научные работы по юриспруденции.

Школа также активно взаимодействует и с неправительственным общественным объединением «Юные лидеры Костаная», реализующим социально значимые проекты по защите прав и интересов школьников. Проекты «Курить – это не модно», «Наркомания – шаг к преступлению», «Мои права» позволяют вовлекать большое количество подростков в коллективные дела, направленные на предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних.

Безусловно, важным фактором в работе школы по воспитанию гражданско-правовой культуры у детей и подростков, является взаимодействие с родителями. В рамках Школы семейного воспитания проводятся тренинги «Как помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации?», гостиные «Моя семья», устные журналы «Родитель и подросток. Как не потерять контакт», кинолектории «Трудный ребёнок, искусство откровенного разговора» и др. Эти формы работы с родителями позволяют увидеть проблемы ребёнка, усилить родительский контроль его поведения, повысить правовую культуру взрослых.

Различные формы работы с учащимися, взаимодействие педагогического коллектива с правоохранительными органами, с различными учреждениями города, родительской общественностью дали свой результат. На протяжении восьми лет в школе отсутствуют преступления, совершённые учащимися. Есть хорошая мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Можно бросить зерно в сухую почву, и если его не поливать, тогда из него ничего не вырастет. Но если регулярно ухаживать, оно даст желаемые ростки и хороший урожай. Вот так и мы, реализуя задачи гражданско-правового воспитания, находимся в постоянном поиске новых форм и методов работы, направленной на воспитание достойных граждан нашей страны.

Алла БУРЦЕВА,
замдиректора по ВР ОШ №8, г. Костанай 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.