Летние каникулы – время отдыха, оздоровления и новых впечатлений для детей. Однако для учеников из неблагополучных семей это время нередко связано с обострением жизненных трудностей: отсутствием присмотра, нехваткой питания, обострением внутрисемейных конфликтов. Именно поэтому работа школы с неблагополучными семьями не прекращается с окончанием учебного года, а, наоборот, приобретает особую важность.
В течение учебного года школа выполняет роль стабилизирующего фактора для детей из сложных семей. С наступлением каникул этот контроль и поддержка могут ослабнуть. Увеличивается риск бесконтрольного пребывания детей на улице, втягивания в правонарушения, употребления психоактивных веществ или попадания в опасные ситуации. Чтобы этого не допустить, школа продолжает активно работать в сотрудничестве с органами опеки, комиссией по делам несовершеннолетних, службами соцзащиты и другими партнёрами.
Одним из приоритетов является включение детей из неблагополучных семей в летнюю занятость. Это может быть участие в школьных лагерях с дневным пребыванием; направление в оздоровительные лагеря при поддержке соцслужб; вовлечение в трудовые отряды, экологические акции, волонтёрские проекты; организация спортивных и культурных мероприятий на базе школы или ДК. Такие формы досуга помогают не только обеспечить присмотр за ребёнком, но и способствуют его социализации и развитию позитивного поведения.
Социальный педагог, школьный психолог, классные руководители в летний период поддерживают связь с детьми и родителями, находящимися в зоне риска: проводят посещения семей (в том числе совместно с инспектором ПДН или органами опеки); консультируют родителей по вопросам воспитания, режима дня, организации отдыха; наблюдают за соблюдением прав ребёнка и условий его проживания; в случае необходимости инициируют экстренное вмешательство соответствующих служб.
Летом особенно важно своевременно выявлять случаи острого неблагополучия: отсутствие еды, надзора, медицинской помощи. Школа информирует соцслужбы о таких фактах и помогает в оформлении временной помощи, продуктовых наборов, направлений в приюты или оздоровительные учреждения.
Главная задача школы в летний период – не забыть о тех, кто нуждается в особом внимании. Даже простое регулярное общение с ребёнком, звонок родителям или приглашение на школьное мероприятие могут сыграть важную роль. Важно, чтобы ребёнок чувствовал: он не один, о нём помнят и готовы помочь.
Работа с неблагополучными семьями – это не разовая акция, а системная деятельность, особенно актуальная в летние месяцы. Забота, внимание, поддержка – три ключевых слова, которые должны лежать в основе школьной стратегии помощи. Только совместными усилиями педагогов, социальных служб и родителей можно обеспечить детям из неблагополучных семей безопасное, полезное и доброе лето.
Салтанат РАМАЗАНОВА,
социальный педагог Тогузакской ОШ,
Карабалыкский район
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».