От Дня осведомлённости к новому коду социального равенства

Выпуск - №40 (436)   :   10.10.2020
531

В Казахстане зарождается новая знаменательная дата: 9 октября – День осведомлённости. Об этом мы беседуем с профессором КРУ им. А.Байтурсынова, председателем Совета матерей АНК Костанайской области, координатором проекта «Эрасмус + DECIDE (Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья)» Лилией Саркисян.



В 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН «О правах инвалидов», и с этого момента в нашей республике начался переход на международные стандарты создания инклюзивного общества. Это закреплено в нормативно-законодательных актах: Закон РК «О социальной защите инвалидов», национальный план по обеспечению прав и улучшению качества жизни лиц с инвалидностью в РК до 2025 г., Послания Президента народу Казахстана от 02.09.2019 г. и 01.09.2020 г.

- Лилия Вагановна, расскажите, пожалуйста, что делается для реализации этих нормативных актов и как это связано с проведением Дня осведомлённости?

- Целью реализации этих документов является обеспечение условий для полного и равного соблюдения прав людей с инвалидностью, для их полноценного участия в жизни общества. Для достижения этой цели необходимо привлечь внимание всех людей всех возрастов, всех статусов, включая школьников, студентов, рабочих, служащих, учёных, деятелей культуры и спорта, НПО и бизнес-структур и, прежде всего, - органов представительной и исполнительной власти, а также СМИ, раскрыв преимущества инклюзивного открытого и безбарьерного общества. Именно поэтому во всём мире, даже в самых развитых странах, уже на протяжении 38 лет проводится День осведомлённости, направленный на мобилизацию всех имеющихся ресурсов на решение актуальных проблем, связанных с социальной адаптацией людей с инвалидностью и их интеграцией в общество. В Канаде, где для инвалидов уже создана комфортная среда, ежегодно весь февраль проводятся Дни осведомлённости. 
В этом году эта инициатива поддержана в нашей стране (в городах Нур-Султан, Алматы, Костанай) в рамках реализации Костанайским региональным университетом имени А.Байтурсынова международного проекта «DECIDE (Развитие услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья)». Партнёром проекта выступил Совет матерей АНК Костанайской области. В реализации проекта участвуют Академия государственного управления при Президенте РК, КазНУ им. аль-Фараби, Казахский аграрно-технический университет, университеты Таджикистана и Узбекистана, а также вузы Великобритании, Германии, Греции, Румынии.

Следуя международным традициям, в Костанайской области 9 октября пройдут различные информационно-разъяснительные мероприятия «Мы разные – мы равные – мы вместе», направленные на формирование у населения инклюзивной культуры и толерантного отношения к людям с инвалидностью.
- Что конкретно планируется сделать?


- Значимость проблемы создания инклюзивного общества, которую актуализировал Президент РК Касым-Жомарт Токаев, определила и масштабность этих мероприятий. Стремясь подчеркнуть приоритетность проблемы интеграции в общество людей с инвалидностью, нами, по примеру Канады, распланирован не день, а неделя осведомлённости Костанайской области с 5 по 9 октября. К такому решению мы пришли не случайно. Мы получили поддержку от тех структур и людей – руководителей организаций, которые проявили не формальную, а искреннюю заинтересованность. Их оказалось, к счастью, много. Они внесли и свои предложения. Появилась необходимость всё упорядочить и распланировать. Так, на волонтёрских началах психологами и педагогами средних школ г. Костаная были разработаны единые сценарии классных часов: уроков доброты для воспитанников старших групп детских садов, учащихся 1-4; 5-7; 8-9; 10-11 классов и для студентов 34 колледжей области. Ими была проведена очень большая и творческая работа, которая не может не вызывать благодарности и уважения. 
Центром психологии и инклюзивного образования КРУ им. А.Байтурсынова разработан сценарий кураторских часов для студентов всех вузов области. Областная библиотека им. Л.Н.Толстого и городская библиотека им. Н.Островского разработали свои сценарии для проведения в онлайн-формате мероприятий для своей читательской аудитории с целью формирования инклюзивной культуры. Кроме того, Совет матерей АНК Костанайской области разработал ролик для государственных служащих, а Советы матерей районов и городов подготовили публикации для местных СМИ, в которых расскажут о своей деятельности по поддержке людей с инвалидностью. Экспертно-консультационный совет родителей при управлении образования Костанайской области (председатель Алибек Табулденов) 8 октября проведёт забег «Мы вместе», посвящённый Дню осведомлённости. А 9 октября в г. Нур-Султане в рамках реализации проекта «Эрасмус + DECIDE» будет проведена международная конференция «Развитие инклюзии в Казахстане: теория и практика». В работе этой конференции примут участие ректор КРУ Алма Дощанова, наш выпускник – юрист Костанайского добровольного Общества инвалидов Игорь Серков и председатель Костанайского филиала Казахского общества глухих Владимир Воронин. Наша задача – донести до сознания населения основные принципы инклюзивного общества, разработанные ООН. 

- Назовите, пожалуйста, эти принципы. И как их реализация способствует внедрению в жизнь социальной модели инвалидности?

- Эти принципы утверждают следующее:
- каждый человек, в независимости от своих умений, достижений, способностей ценен для общества, в котором он живёт;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
- каждый человек способен чувствовать и думать.

Социальная модель инвалидности является результатом социально-экономического развития стран и реальных мер государств по обеспечению высокого качества жизни населения. Она основана на признании того, что государство обязано заботиться обо всех своих гражданах, в том числе и об инвалидах. Эта забота должна быть не виртуальной, а реальной, особенно в аспекте защиты их конституционных прав на образование и труд, а также удовлетворение их особых потребностей в доступности к медицинским услугам, реабилитации, образованию, труду и в процессе их активной интеграции в общество. Социальная модель инвалидности предполагает опору на развитие возможностей, способностей, интеллектуального потенциала людей с инвалидностью, содействие реализации их жизненных стремлений, а государство и общество должны обеспечить все необходимые условия, адекватные их физическому статусу.

- Это справедливый подход, но очень сложный. Вы верите в то, что это возможно у нас в ближайшее время?

- Да, конечно. В развитых странах на это ушло более 100 лет. Мы можем пройти этот путь значительно быстрее, так как у нас есть наглядный образец: есть стандарты, есть желание и возможность государства двигаться в этом направлении, что закреплено на законодательном уровне. Есть поддержка неправительственного сектора и поддержка самих инвалидов, что очень важно. 
На сегодняшний день разработаны государственные программы, направленные на реабилитацию инвалидов, в соответствии с которыми был открыт областной Центр реабилитации инвалидов; в помещении железнодорожной больницы открыт реабилитационный центр для детей, страдающих ДЦП. Эти несколько примеров, конечно, не исчерпывают характеристику всего большого объёма работы, выполненной управлением координации занятости и социальных программ акимата Костанайской области и в партнёрстве с НПО, но подтверждают устойчивость тенденции в нашей стране к решению актуальных проблем инвалидов, направленных на создание инклюзивного общества.
Ярким тому подтверждением может служить республиканская программа субсидирования затрат работодателей на создание рабочих мест для инвалидов; разработаны стандарты рабочих мест для людей с разными видами инвалидности; приобретаются дорогостоящие индивидуальные технические устройства для незрячих. В Костанайской области активизировалась подготовка специалистов жестового языка. Кроме того успешно реализуется программа профессионального обучения инвалидов, позволяющая в том числе оплачивать из бюджетных средств их обучение в вузах.
Сейчас активно развивается такое направление как оказание специальных социальных услуг для тех инвалидов, для которых по заключению МСЭ разработаны индивидуальные программы реабилитации. Для реализации этих программ разработан портал специальных социальных услуг, и теперь сами инвалиды оформляют заказы в соответствии со своим ИПР. Среди предлагаемых программой реабилитации 24 видов услуг и средства гигиены, и индивидуальные технические средства, способствующие социальной адаптации инвалидов. Это очень хорошо, но, как правило, когда внедряются новые нормативные акты, на практике возникают вопросы.
Решение этих вопросов позволит нашей стране перейти к международной модели инклюзивного управления, основанного на устойчивости, в партнёрстве со всеми стейкхолдерами, то есть со всеми заинтересованными сторонами общества. И тогда Казахстан сможет стать инклюзивной страной.
Считаю, что об этом нужно информировать общество, используя все ресурсы СМИ, и конечно же, газету «Учительская плюс», у которой широкая аудитория читателей-педагогов, ведь они главные источники информации для своих учеников и родительской общественности по социально-значимым проблемам нашего общества. Думаю, что в будущем такие примеры смогут послужить для выпускников школ мотиватором в случае необходимости.
Уже в школе необходимо формировать у учащихся и эмпатию, и навыки активного слушания и стремление помогать тем, кто в этом нуждается.

- А каковы ваши наблюдения и оценка развития инклюзивного образования?

- В целом положительные, так как системой образования уже проделана очень большая работа. Формально у нас все дети учатся вместе, но реально есть проблемы. Главное, что они осознанны МОН РК, и эти проблемы постепенно решаются. Речь идёт о том, чтобы сформировать у педагогов инклюзивную компетенцию, внедрить в организациях образования универсальный дизайн и разумное приспособление, создать психологическую безопасную среду в школах и тогда школы для детей-инвалидов реально станут доступными во всех отношениях. 
Мне бы очень хотелось, чтобы не только читатели «Учительской плюс», но и все люди научились видеть в другом человеке, прежде всего Человека, чтобы к каждому пришло осознание ценности жизни каждого человека, независимо от его физического и социального статуса. Главное, менять мышление и поведение и людей с инвалидностью в плане повышения их самооценки и активности и, тех, кто находится рядом с ними, в плане развития эмпатии и толерантности. 
Надеюсь, что участие в мероприятиях Дня осведомлённости вызовет отклики у читателей газеты, которые позволят организаторам корректировать свою работу по развитию инклюзивного общества. 

Ирина КУЗНЕЦОВА

 
 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.