Помогая другим, помогаешь себе

Выпуск - №12-13 (408-409)   :   26.03.2020
108

По принципу «Равный – равному» строится сотрудничество средней школы №17 с НПО и волонтёрами вузов Костаная.

Волонтёры из ЧелГУ на правовом всеобуче в СШ №17

Волонтёрское движение активно развивается в вузах, колледжах и школах. Одна из его важных функций – не только оказание конкретной социальной помощи, но и меры по социальной профилактике. В этой связи особым объектом волонтёерства выступают молодёжь, подростки, имеющие некоторые отклонения от социальных норм, принятых в обществе. Среди неблагоприятных показателей процесса их социальной адаптации выступают, прежде всего, распространение различных форм девиантного поведения: наркомании, алкоголизма, правонарушений.

Именно в подростковом возрасте мы наблюдаем у ребят первые проявления девиантного поведения, что объясняется относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, зависимостью подростка от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Девиантное поведение у подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительности или кажущейся несправедливости взрослых. Именно негативные отклонения становятся объектом внимания волонтёрских движений последних лет, внося качественные коррективы в воспитание подрастающего поколения и профилактики нежелательных, социально неодобряемых форм поведения молодёжи.

Главная задача профилактической работы с несовершеннолетними – предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков. Основная цель такой работы не только повышение уровня сформированности правовых знаний, но и оказание поддержки в социализации личности подростков. В этой связи в СШ №17 города Костаная на протяжении нескольких лет строится сотрудничество со студентами-волонтёрами факультета юриспруденции кафедры права костанайского филиала Челябинского государственного университета под руководством преподавателя Гульнары Новгумановой. В основном сотрудничество направлено на формирование правовой грамотности через занятия правового всеобуча. 

Так, в текущем году студентами-волонтёрами проведены занятия правового всеобуча в 5-11 классах по темам «Путешествие в страну «Права ребёнка», «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?», «Модернизация сознания – основа устойчивого духовного развития молодежи». Отмечено, что обучение в формате «равный – равному» является наиболее эффективным в детской и подростковой среде. В процессе совместной деятельности у ребят формируются усидчивость, сосредоточенность, умение использовать свой прошлый опыт и опыт других людей, коммуникабельность, умение входить в контакт с незнакомыми людьми, тактичность и доброжелательность, способность к эмпатии, умение слушать. 

Для самих студентов опыт этой работы тоже полезен и важен, так как волонтёры получают возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего – возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается. Волонтёрство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков.

Благотворительная акция в ЦПД

Опыт сотрудничества школьников со студентами побудил у них желание оказывать помощь и поддержку другим ребятам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Так, сообща была проведена благотворительная акция «От сердца к сердцу» в Центре поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Воспитанникам ЦПД гости подарили концерт с участием хорового кружка «Радуга», хореографического кружка «Рауан», вокалистов, а также фрукты и любимые детьми сласти. А самое главное, что в результате общения с детьми из приюта у наших учеников укрепилось желание сотрудничать с волонтёрами и помогать тем, кому приходится нелегко. 

Гайни КУЗБАЕВА,
замдиректора по ВР,
Гульмира АБИШЕВА, 
социальный педагог СШ №17, г. Костанай

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".