Формирование бытовых умений через общение в разновозрастной группе не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.
В процессе повседневной деятельности у детей следует воспитывать привычки правильного поведения в коллективе, дружеские взаимоотношения. Важен индивидуальный подход к каждому ребёнку (это уместно только в небольших группах), наладить работу так, чтобы научить старших заботиться о младших.
Общение старших и младших детей в процессе формирования бытовых умений чрезвычайно важно для развития личности и тех, и других. Педагогам, работающим в разновозрастной группе, следует добиваться, чтобы работа старшего товарища была для малыша образцом. Старший ребёнок показывает на личном примере формируемый навык. Он необходим как образец для подражания, объясняя последовательность выполнения. Очень важно своевременно одобрить желание старших помогать младшим. Поэтому воспитатель должен знать особенности каждого возраста, предвидеть, чему дети могут подражать, чему способны научить друг друга. Старшие дети могут передать младшим свой опыт в области самообслуживания, хозяйственно-бытовых и гигиенических навыков. Основным условием при этом является их совместная деятельность по выполнению различных поручений и обязанностей.
Доказано, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. В разновозрастной группе поручения могут иметь место в течение всего дня. Одни из них вызваны повседневной необходимостью (подготовка к занятиям, еде, сну, уборка помещений), другие специально организуются воспитателем в целях формирования или закрепления у детей взаимоотношений, умения сотрудничать, и имеют вполне педагогическую направленность. Поручения следует давать всем детям, но с учётом возрастных особенностей и индивидуальных возможностей. Важно определить долю участия каждого ребёнка в выполнении общего задания (например, генеральная уборка помещений), помочь ему проявить самостоятельность в совместной деятельности с другими детьми.
Однако воспитатель не должен рассматривать старших детей только как своих помощников и возлагать на них часть своих обязанностей по уходу за младшими, поскольку у старших остаётся меньше времени на самостоятельную деятельность, а у младших формируется иждивенческое отношение к окружающим. Опыт показывает, что старшие дети хорошо справляются с порученной работой на отведённом им участке, а малыши испытывают затруднения (не могут долго работать на одном участке, часто отвлекаются и переходят на другой участок работы). Они могут наблюдать за трудом старших, быть им помощниками: ходить полоскать тряпочку для пыли, относить мусор в ведро, подавать поддоны от цветочных горшков, протирать пыль на небольшом участке и т.п.
Независимо от возраста в течение дня каждый ребёнок должен выполнить какое-то поручение, способствующее формированию бытовых умений: положить на место забытую вещь, игрушку, поставить стул, убрать, подвинуть, подать нужный предмет и др. Воспитатель может поручить старшему ребёнку сделать это совместно с малышом. Такие поручения доступны для детей всех возрастов.
Наиболее эффективной в воспитательном отношении формой формирования бытовых умений через общение в разновозрастной группе является просьба или предложение, причём непременно с обоснованием, зачем нужно это делать. Например, «Руслан, хочешь помочь Поле убрать игрушки? А то здесь беспорядок и очень неуютно». Воспитатель может мотивировать необходимость помощи тем, что младших товарищей надо научить тому, что сами старшие умеют делать быстро и ловко.
Очень важно постоянно контролировать и корректировать поведение подростков, чтобы младшие дети не перенимали тот негативный отрицательный опыт, который есть у старших ребят. В процессе формирования бытовых умений воспитатель должен быть рядом с детьми, чтобы дети в процессе работы постоянно чувствовали интерес воспитателя, его внимание к тому, что они делают.
Организуя деятельность по формированию бытовых умений в разновозрастной группе, надо стремиться к тому, чтобы она доставляла детям радость, приносила удовлетворение. Младшие должны получать удовольствие от совместной деятельности со старшими, т.к. они сильнее, многое умеют, могут прийти на помощь. Старшие испытывают чувство удовлетворения от того, что уже многое умеют, могут помочь малышам, побыть в роли воспитателя.
Иногда нам приходится наблюдать резкое, даже грубое обращение старших к младшим, проявление ими чувства превосходства. Это недопустимо. Младшие часто не обижаются, не протестуют против такого стиля общения, а подчиняются и выполняют требования старших. Если воспитатель своевременно не остановит таких отношений, они могут закрепиться.
Карлыга ЖАНАКАЕВА,
воспитатель ДДСТ «Жануя»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.