Предупреждение неблагополучия в семье

Выпуск - №16(463)   :   27.04.2021
171

Выдающийся педагог Василий Сухомлинский сказал: «Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью». На сегодняшний день родители очень хорошо знают свои права и умеют предъявлять их, но большинство забывают о своих обязанностях по обучению и воспитанию собственных детей. 

В нашей школе 847 учащихся. Каждый пятый ученик – из социально уязвимых слоёв населения. На контроле школы как «неблагополучные» состоят девять семей, в которых воспитываются 12 несовершеннолетних детей. Неблагополучным семьям необходима постоянная поддержка со стороны образовательного учреждения. В зависимости от характера проблем таким семьям оказывается образовательная (формирование педагогической культуры родителей, помощь в воспитании), психологическая (направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и коррекция межличностных отношений), организационная (организация семейного досуга), координационная (направленная на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы) помощь.
Индивидуальные, групповые и фронтальные формы работ позволяют глубже изучить неблагополучную семью. Педагогом должна вестись комплексная работа, направленная на раннее выявление и постановку на учёт ребёнка из неблагополучной семьи, определение причин неблагополучия семьи, организацию профилактики правонарушений, оказание информационной помощи семье.
На основе изучения существующих проблем семьи, исследования жилищно-бытовых условий проживания семьи, знакомства с членами семьи и её окружением, выявления причин неблагополучия в семье (её особенностей и ценностных ориентаций), анкетирования взаимоотношений в семье, представления классного руководителя класса на ребёнка педагог делает вывод, что эта семья относится к «группе особого внимания» и ведёт с ней целенаправленную работу по её исцелению. 
На сегодняшний день стандарт образования требует создания в школе новой модели взаимодействия семьи и школы: это семейные клубы, которые работают в тесном взаимодействии с местным сообществом, заинтересованными органами, с социальными партнёрами, которые помогают школе в решении проблем семьи и детей. Это взаимодействие реализуется посредством активного вовлечения местного сообщества в жизнь школы через превращение школы в центр общественной жизни своего микрорайона. 
Наша школа имеет положительный опыт в организации работы с органами полиции, опеки и попечительства, центрами адаптации несовершеннолетних, детскими домами семейного типа. Хочется отметить, что какие бы вопросы и проблемы семьи у школы ни возникали, благодаря активному социальному партнёрству они решаются всегда неотложно, оперативно и качественно. В рамках работы семейного клуба «Школа любящих родителей» применяются следующие меры воздействия на неблагополучную семью: лишение родительских прав, консультирование, помощь общественных организаций, влияние через СМИ, пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, оказание материальной помощи, административные штрафы, постоянный патронаж, обеспечение бесплатным питанием детей, бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул, взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Работая заместителем директора по ВР на протяжении нескольких лет, я пришла к выводу, что традиционные формы работы с семьями из социально незащищённых категорий уже сейчас недостаточно эффективны, не дают реальной возможности развить нравственный потенциал семьи, так как дети из таких семей, как правило, в дальнейшем продолжают жить так же, как и их родители. Поэтому решение проблемы мы нашли в восстановлении воспитательного потенциала семьи, поскольку ни одно даже самое прекрасное педагогическое учреждение не сможет заменить её ребенку.

Аида НУРТАЗИНА,
замдиректора по ВР ОШ №11, г. Костанай 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.