В учебно-воспитательном процессе от грамотного взаимодействия школы и родителей зависит эффективность воспитания. И школа не смотря ни на какие прогнозы порой делает для этой эффективности невозможное.
Работа по профилактике правонарушений среди учащихся начальных классов проводится планомерно: индивидуальные беседы с учениками и родителями, консультации с социальным педагогом, психологом школы, ведь психолого-педагогическая диагностика учащихся является неотъемлемой частью нашей работы.
В каждом классе есть семьи, где необходимо осуществлять особый контроль. Эти семьи регулярно посещаются классным руководителем и представителями родительского комитета. Если возникают трудные ситуации, то привлекается администрация школы. Профилактика правонарушений, ответственность родителей за воспитание и обучение детей, необходимость контроля за их времяпрепровождением – эти вопросы систематически рассматриваются на родительских собраниях и заседаниях родительского комитета. Ежегодно разрабатывается план действий по укреплению положительных качеств ребёнка, адаптации его в коллективе сверстников. Одним из наиболее важных факторов профилактики является занятость учащихся в свободное время, поэтому большое внимание уделяется вовлечению детей в кружки и секции, а также их участию в различных школьных мероприятиях.
Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений носит систематический характер. Работа ведётся в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди учащихся по следующим направлениям: а) профилактическая работа; б) организация свободного времени; в) работа с родителями; г) правовой всеобуч; д) организация каникул; е) работа с трудными детьми. В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи.
В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны и месячники (профилактики правонарушений, по патриотическому воспитанию, часы добропорядочности). Проведение бесед о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, классных часов, проведение дискуссий, в которых детям предоставляется максимальная возможность активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений, – в этом и заключается роль классного руководителя. Такие занятия развивают активность, формируют жизненную позицию: «Я гражданин Республики Казахстан, я должен соблюдать правила и не нарушать закон для мира и благополучия своего государства».
Уралькуль ТОКБАЕВА,
замдиректора по ВР ОШ №30, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.