Противостояние неблагополучию

Выпуск - №17(464)   :   30.04.2021
154

Чтобы своевременно начать работу по ранней профилактике неблагополучия в той или иной семье, нужно, во-первых, выявить эти семьи и их проблемы, а во-вторых, определить очередность их решения в соответствии со степенью актуальности для каждой конкретной семьи.

Именно поэтому каждый учебный год в общеобразовательной школе №19 г. Костаная начинается со знакомства и изучения особенностей семьи каждого ученика, поступившего в школу. Вначале это работа со списками первоклассников, беседы с учителем, который принял 1 класс. Выявление малообеспеченных, многодетных, опекунских и, конечно, неблагополучных семей. Информация о таких семьях поступает в школу перед учебным годом из детских садов, поликлиник, которые находятся в микрорайоне школы. Однако работники детских садов, службы УВД не всегда своевременно направляют информацию о проблемных, неблагополучных и опекунских семьях. Школы сами вынуждены выявлять проблемные семьи, которые ставятся на внутришкольный учёт, и с ними планируется профилактическая работа.
В начале учебного года каждый классный руководитель заполняет социальный паспорт класса, в котором отражает все особенности своего ученического коллектива. Для этого классные руководители посещают семьи (особенно вновь прибывших детей, детей, состоящих на учёте в школе, а также всех учащихся при смене классного руководителя и семьи первоклассников), проводят индивидуальные беседы, классные родительские собрания. В результате в конце сентября составляется социальный паспорт школы, в котором имеются как числовые данные, так и списки различных категорий детей. Одновременно пополняется и изменяется банк данных о неблагополучных семьях, детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в помощи педагогического коллектива. Информация доводится до сведения всего коллектива, а обновлённый банк данных получает директор школы, заместитель директора по УВР, социальный педагог, психолог.
На каждого трудного подростка и на неблагополучную семью заводится карта (дневник), где отражаются особенности семьи, сведения о бытовых условиях, информация о родителях, о ребёнке, указываются основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка.
В начале учебного года составляется график проведения школьных рейдов по семьям учащихся. Рейды проводятся ежемесячно, в них принимают участие все классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по УВР. Посещение семьи – дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка – и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Поэтому целью школьных рейдов является не только обследования условий воспитания, но и налаживание контакта с семьей, выяснение возможности оказания помощи. Учителя дают советы родителям, как помочь ребёнку выполнить домашнее задание, как устранить проблемы с учёбой, я информирую о том, какую социальную помощь может оказать школа, куда обратиться за помощью. Выясняем, как организован досуг ребёнка, убеждаем в необходимости посещать кружки, секции, объединения. Обычно в первом рейде мы посещаем неблагополучные семьи учеников, которые поступили в школу с начала учебного года. Итогом рейда являются акты обследования ЖБУ (жилищно-бытовых условий) и МБУ (материально-бытовых) условий проживания, а также контрольные акты семей, снятых с профилактического учёта.
Результаты посещения семей во время школьного рейда доводятся до сведения классных руководителей. Важно, чтобы классные руководители не только ждали действий социального педагога, но и сами активно оказывали помощь неблагополучной семье или подростку, вовремя информировали о проблемах, взаимодействовали со всеми участниками образовательного процесса в интересах ребёнка.
Таким образом, проводимая в начале учебного года работа всего педагогического коллектива позволяет максимально выявить неблагополучные семьи и проблемных подростков и спланировать с ними профилактическую работу на учебный год.
Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
– создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребёнком;
– подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребёнка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной защиты семьи и детей);
– тесное взаимодействие с семьей ребёнка.
Большинству неблагополучных семей требуется социально-педагогическая поддержка и помощь с тем, чтобы они более успешно выполняли родительские, воспитательные функции.
Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
– помощь в обеспечении повышения доходов семьи через предоставление бесплатного питания, определение детей в бесплатные лагеря на каникулах;
– сбор денежных средств и вещей, оказание гуманитарной помощи;
– оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
– организация досуга детей, летнего отдыха;
– информирование о работе различных служб;
– психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
– психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
– правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
– организация благоприятной социальной среды в семьях;
– помощь детям в преодолении затруднений в учёбе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение);
– помощь в выборе образовательного пути;
– обучение способам повышения самооценки;
– консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
– обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков; 
– учёт и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
– предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
– индивидуальное консультирование;
– взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики;
– работа школьной службы примирения. 

Марина АБРАМОВА, 
социальный педагог ОШ №19, г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.