Большинство родителей рано или поздно сталкиваются с вопросами воспитания детей, ответы на которые найти самостоятельно не получается. Выстраивание отношений с ребенком-подростком, допустимость контроля и доверия по отношению к детям на разных этапах взросления, секреты мотивации к обучению – все эти темы важны для мам и пап.
Работа с семьей – это сложная задача, как в социально-педагогическом плане, так и в организационном. В своей статье я бы хотела поделиться плюсами работы школьных «Семейных клубов». Этот проект внедрен не так давно, но уже ощутима его эффективность. Семейный клуб – это передача опыта в воспитании детей, интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует налаживанию детско-родительских отношений.
Цель «Семейного клуба» – повышение психологической грамотности родителей, обучающихся профилактике суицидального поведения несовершеннолетних. В «Семейном клубе» решается сразу несколько задач:
– повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и организациях образования;
– формирование позитивного опыта семейного воспитания;
– повышение педагогической и психологической компетентности родителей;
– снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
– пропаганда здорового образа жизни; организация взаимодействия и сотрудничества семьи и организации образования, через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия;
– развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями.
Формы работы клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: круглый стол, тренинг, практикум, видеопросмотр, выставка, совместная досуговая деятельность детей и взрослых. Опыт работы семейного клуба показывает, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей — прекрасный фундамент для развития личности.
Кроме того, работа семейного клуба показывает, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и взрослых в образовательном учреждении, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. Семейный клуб позволяет поделиться опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, конкурсах, семейных викторинах.
Благодаря совместной коллективно-творческой деятельности детей и родителей в клубе восстанавливается благоприятный психологический климат в семье, улучшаются детско-родительские отношения, возвращается семье ее воспитательная функция. Сейчас работа семейного клуба осуществляется в онлайн-формате. Но инновационное образование не стоит на месте и даёт возможность реализовать работу дистанционно. К примеру, мы продолжаем проводить семинары, конкурсы, конференции и вебинары онлайн, рассылаем буклеты и рекомендации в чаты и публикуем на школьных сайтах. Ничто не должно мешать желанию выстраивать правильные, благоприятные и счастливые взаимоотношения в семье.
Ботагоз УСКИНА,
социальный педагог Качарской СШ №1
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.