В июле-августе для школ области проводятся семинары-тренинги по проекту «Организация деятельности центров школьной медиации» в рамках государственного социального заказа управления образования акимата Костанайской области.

Семинары-тренинги в г. Рудном, Лисаковске, Аулиекольском, Узункольском, Сарыкольском, Карабалыкском, Карасуском районах и районе Б.Майлина проведены специалистами Ассоциации медиаторов Костанайской области. В рамках онлайн-конференции на платформе ZOOM в эфир выходили председатель Совета медиации областной АНК Сергей Богатырев, член совета медиации ОАНК, судья Костанайского областного суда в отставке Людмила Прохорова, профессиональный тренер-медиатор Игорь Зуев, действующий практикующий юрист Наталья Ким. Своей очереди ждут Денисовский и Мендыкаринский районы.
Как поясняют организаторы семинара, медиативная технология признана педагогической наукой современной и актуальной. Служба школьной медиации создаётся как альтернатива директивному подходу для гуманизации внутришкольной среды, полноценного развития и социализации учащихся, поскольку её основной целью является разрешение споров и предотвращение конфликтов, возникающих между участниками образовательного процесса.
- Ассоциация медиаторов Костанайской области ещё в 2018 году начала работу по созданию первых медиативных служб в сфере образования, - рассказывает Сергей Богатырёв. – Нами был реализован пилотный проект, в котором задействованы костанайские школы №8, 10, 25 и 115. Тогда родителей и педагогов мы обучали навыкам медиативного разрешения конфликта. От каждой школы в проекте участвовали минимум три человека. Представители педагогического коллектива, родительского совета и профессиональные соцпедагоги и психологи прошли обучающие курсы и были включены в реестр непрофессиональных медиаторов города. В 2019 году работа была продолжена уже на другом уровне. Мы начали проводить исследование по вопросам необходимости внедрения медиации в школах, открывать медиативные службы в учебных заведениях областного центра. В ноябре была проведена областная конференция «Применение медиативных технологий в системе образования», где стало понятно, что вопрос использования медиативных технологий в школах нужно изучать, медиативные службы нужно обязательно внедрять в школах.
Сергей Алекссевич отметил, что на основе проделанной работы планируется создание Центра школьной медиации. Это большой трёхгодичный проект, который реализуется по госсоцзаказу управления образования Костанайской области. Сам Центр будет находится в Костанае, минимум один профессиональный медиатор будет готов в любую минуту дать консультацию, оказать помощь. В районных и городах будут созданы филиалы Центра медиации, в школах – запущены службы медиации. Но прежде предстоит провести большую работу по ознакомлению педагогов с целями и возможностями медиативных технологий, научить их применять, а главное – осознавать их необходимость.
- Мы научились хорошо ссориться, но не научились правильно мириться, - говорит профессиональный тренер-медиатор Игорь Зуев. – Для многих стало открытием, что с помощью медиации можно решить конфликтную ситуацию к обоюдному удовлетворению, но не под давлением, а при добровольном участии сторон, при их желании примирения; что медиация и судебное разбирательство – это не одно и то же; что конфиденциальность медиативного процесса защищена законом… Об этом и многом другом мы говорили с участниками онлайн-конференции. Постарались ознакомить и с задачами проекта, и с технологиями медиации, раскрыть роли участников медиативного процесса, суть медиативного соглашения и т.д. В практической части в виде тренингов мы попытались дать упражнения для правильного понимания действий медиатора, как относиться к конфликтной ситуации и не превращать её в разрушительную силу, представили технологии оценки рисков и ведения диалога.
При получении обратной связи, организаторы семинара-тренинга услышали немало благодарных отзывов, заинтересованных мнений, особенно от более молодых педагогов, склонных к познанию и освоению новых приёмов деятельности.
- Сегодня общество, наконец, начинает осознавать значение медиации, - отмечает Сергей Богатырёв. – Многие споры (например, между коллегами одной организации, учителем и родителями) можно решить, не доходя до суда. И решить так, чтобы удовлетворить обе стороны конфликта. А это главная задача медиатора.
Светлана ОФИЦЕРОВА
В Архиповской средней школе в летний период продолжил работу социальный кружок «Юный медиатор», который дистанционно собрал 26 учеников 5-10 классов, желающих освоить позицию медиатора и стать членами школьной службы примирения.
Занятия проводились по принципу добровольности, партнёрского взаимодействия, содержали интерактивные, информационно-практические и другие методы. Мной подготовлены и представлены презентации «Что такое медиация?», «Школьная служба медиации», «Возникли конфликты, что делать?», видеоролик «Чем ты сильнее, тем будь добрее». Проведено тренинговое занятие «Ассоциация конфликта», психогимнастическое упражнение «Когда ты очень раздражен, разгневан…».
В ходе практических занятий участники интервьюировали друг друга в парах «Как я пытался разрешить конфликт, но у меня не получилось», «Как я помог разрешить конфликт», «Почему я стараюсь не вмешиваться в конфликт», моделировали жизненные ситуации «Если конфликт – это…», проводили самоанкетирование «Конфликтный ли вы человек?».
По окончанию школьного курса «Юный медиатор» семь школьников (Дмитрий Пашинский, Юлия Бут, Артем Камф, Жанель Азаматова, Артем Мохорев, Раушан Уразбаева, Денис Гребенюк) получили сертификат и вошли в школьную службу примирения «Медиаторы-ровесники».
Клавдия ЛАДЫНСКАЯ,
социальный педагог Архиповской СШ, Мендыкаринский район
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».