На первый взгляд – обычный парень. Работает, общается, пьёт кофе с друзьями. Но стоит ему остаться одному, и реальность начинает растворяться…
Линии ставок, коэффициенты, слот-машины и неугасающее «а вдруг повезёт?» Это и есть мир лудомана. Зависимость, о которой не говорят вслух, но которая ежедневно крадёт судьбы тысяч людей. И, в отличие от наркотиков или алкоголя, она маскируется под игру. Под невинное развлечение. Под «я просто попробую один раз», «Я просто хотел выиграть немного денег».
Анонимный рассказ, 26 лет, Костанай: «Всё началось, когда мне было 19. Один знакомый показал приложение – ставки на спорт. Я никогда не интересовался футболом, но идея быстро удваивать деньги показалась заманчивой. Первые разы везло. Потом начал проигрывать, ставил больше. Влез в долги, заложил ноутбук, взял микрокредит. Родителям не говорил – стыдно. А потом и сам себе не мог объяснить, как я так оказался в минусе на три миллиона тенге…»
Таких историй – тысячи. Но большинство остаются невидимыми. Лудомания развивается постепенно: сначала человек играет ради интереса, потом ради азарта, а в какой-то момент просто чтобы «отыграться». Именно в этот момент зависимость становится болезнью.
Что такое лудомания? Лудомания (от лат. ludus – игра) – это патологическая склонность к азартным играм, признанная официальным психическим расстройством. Она относится к поведенческим зависимостям, как, например, шопоголизм или зависимость от соцсетей. Но в отличие от последних, она чаще всего сопровождается финансовыми потерями, долгами и полным разрушением личных и социальных связей.
Алия Бармухамбетова, психолог Карабалыкского района: «Лудомания – это не про слабость характера. Это химия мозга. Когда человек делает ставку, даже не выигрывая, его мозг получает мощный выброс дофамина – гормона удовольствия. Со временем он перестаёт получать радость от обычных вещей, потому что только игра даёт нужный «заряд».
Одна из самых опасных черт лудомании – её социальная приемлемость. Онлайн-казино, ставки на спорт, игровые приложения – они рекламируются везде. Игра подаётся как лёгкий способ «выйти в плюс», испытать удачу, отвлечься от рутины. Но на деле – это ловушка.
«Сейчас лудомания молодеет. В практике были случаи, когда подростки в 15-16 лет тайно пользовались банковскими картами родителей и делали ставки ночью. А когда всё вскрывается, уже сформирована зависимость», – отмечает Алия Бармухамбетова.
Можно ли вылечиться? Лечение лудомании требует системного подхода. Психотерапия, групповые сессии, жёсткий контроль окружения и цифрового пространства, поддержка семьи – всё это необходимо для выздоровления. «Первое и главное – признать, что ты зависим. Без этого ни один специалист не поможет. Мы учим людей заново строить быт, радоваться мелочам, жить в настоящем. Это долго, но реально», – говорит психолог.
Участник анонимной группы поддержки: «Я не играю восемь месяцев. Бывает тяжело, особенно когда вижу рекламу ставок. Но каждый день, когда я выбираю не играть – это победа. Над собой и над тем, кем я стал раньше».
Лудомания – это болезнь, а не слабость. Общество должно перестать воспринимать игровую зависимость как «прихоть» или «глупость». Это настоящее расстройство, с чёткими стадиями и последствиями. И чем раньше начинается работа с зависимым, тем выше шанс, что он вырвется из замкнутого круга ставок, долгов и отчаяния.
Если вы или кто-то из близких столкнулся с лудоманией – не стесняйтесь обращаться за помощью. Это не стыдно. Стыдно терять жизнь в погоне за иллюзией лёгких денег.
Дарина НУГУМАНОВА
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».