Журналистика или медиакоммуникация? Должны выиграть все!

Выпуск - №26 (422)   :   05.07.2020
131

Ко Дню работников связи и информации я решила поделиться соображениями о деятельности в медиапространстве с любимым изданием – газетой «Учительской плюс», которая ещё с кафедры журналистики приняла меня в свои ряды и очень позитивно повлияла на мою карьерную судьбу.

Сегодня я работаю в сфере связей с общественностью, люблю своё дело и уважаю труд журналистов. Вот только с появлением медиакоммуникации, на мой взгляд, изменилась журналистика.

Сравнительные характеристики


Казалось бы в чем проблема? Задача журналиста – спрашивать, а пресс-секретаря – отвечать! Да. Но, изменились правила игры. Коснулось это больше всего государственных органов, да и в целом упала роль государства в вопросе предоставления информации. Сама информация уже давно не носит традиционную форму и цель. Многообразие информационных ресурсов приводит к возникновению недостоверных, а чаще негативных инфоповодов. В ответе за частоту информационного пространства в равной степени должны выступать и журналисты, и те, кто уполномочен предоставлять официальную информацию.


«Взаимодействие пресс-службы и СМИ можно определить как отношения двух заинтересованных друг в друге партнёров, поэтому его уместно сравнить с любовным романом…»

©Найдено в сети

Как известно, сегодня каждый активный пользователь социальной сети – это самостоятельное медиа. Так вот, будучи таким средством коммуникации и благодаря инструментам социальных сетей, поток информации стал просто безграничным. Кроме обладателей информации и журналистов в инфопространстве появились комментаторы, они же эксперты, советники, учителя и судьи. Люди пишут и создают новость из того, чего знают и чего не знают. Оставляют «плевки» в сети, совершенно не задумываясь о том, что формируют общественное мнение. Откроешь комментарии и все... пиши пропало.


 

Самое печальное другое: мы совсем забыли что такое личное пространство, морально-нравственные принципы и этические нормы. Мы стёрли все существующие границы. СМИ забыли про статью 2-1 Закона РК «О СМИ». Принцип сейчас только один – кто быстрее! К чему приведут эти гонки? Паблики авторитетных информационных порталов с целью монетизации своих каналов специализируются в основном на происшествиях, насилии и #кудасмотритакимат. Заслуживаем ли мы таких новостей? Выходит, что да. Ведь только благодаря этим новостям растёт количество подписчиков. Насколько необходимо нам знать, кто и каких гениталий себя лишил, с какого этажа прыгнул и по какой причине? Почему такие новости преобладают? С какой целью её подают СМИ? Мы не можем выбрать, какой информацией себя кормить, тут уж, что подадут, то и будем есть.

К сведению, из материалов Казахстанского Медиа Альянса:
* 82% пользователей «Твиттера» смотрят видеоконтент в «Твиттере».
* У YouTube более миллиарда пользователей, это почти треть всех интернет-пользователей.
* 45% людей смотрят видео в Facebook или YouTube более часа в неделю.
* В день на YouTube пользователи просматривают более 500 миллионов часов видео.
* За 30 дней загружается больше видеоконтента, чем за 30 лет создано крупными телевизионными сетями США.

«В последнее время медийное мышление стало превалировать, фейки, бренды, виртуальный мир стали доминировать в сознании человека и толкать на определённые действия, многие изначально не понимают, что это такое.
СМИ – это продукт медийного мышления, где не всегда дается правда, не все СМИ неангажированные. Если СМИ захотят, то «чёрное» станет «белым», а «белое» – «чёрным».
И сейчас в отношении и терроризма, и экстремизма, радикализма мы вошли в ту стадию, когда медийное мышление превалирует над нормальным типом человеческого сознания – критическим мышлением. Человек не мыслит критически, а просто поддается фейкам.

©Икбалжан Мирсайитов, старший аналитик Search for Common Ground, эксперт из Кыргызстана по вопросам безопасности и религии.


Пандемия для информационного пространства стала испытанием на прочность и верность, на мой взгляд, показав, что мы можем и должны скоординировать свои действия. Когда я говорю мы, имею в виду журналистов и пресс-службы.

Необходимость взаимодействия прочувствовали все, неслучайно именно сейчас Казахстанский Медиа Альянс запустил проект «Усиление устойчивости к радикализации и дезинформации в Центральной Азии», финансируемый Европейским Союзом и реализуемый Internews.

Впервые в Костанае пригласили пресс-секретарей государственных органов на двухмодульный тренинг, где рассказали об условиях работы в конфликт-чувствительных коммуникациях. Вместе мы собрали образ «идеального пресс-секретаря», разработали пресс-релиз нового формата, изучили виды информационных кризисов, узнали, кто такие стейкхолдеры и как с ними сотрудничать, затронули тему цифровой безопасности и конечно получили массу кейсов по применению мультимедийных инструментов в работе пресс-служб.

Какой я сделала вывод? Нам ещё многому стоит поучится. Сколько ни применяй новые инструменты взаимодействия со СМИ в деятельности пресс-служб – всё мало. Нужно прекратить изобретать велосипед. Лучше поучиться отделять зёрна от плевел, предлагая аудитории общественно важные новости, сохраняя паритет мнений. Что называется, возродить истинные принципы журналистики, аккуратно применяя современные медиаинструменты. Сейчас же все наоборот: СМИ публикуют, а потом спрашивают, обладатели информации молчат, а потом оправдываются. Первые не умеют спрашивать, вторые не умеют отвечать. Выходит, что информационная борьба идёт среди тех, кто должен быть на страже этого барьера. А ведь в любой момент можно изменить правила игры, чтобы выиграли все!

Салтанат КАСЕНОВА

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.