Август – пора вдохновения

Выпуск - №27-28(675-676)   :   13.08.2025
235

IMG-3845

Вектор развития психологических служб организаций образования в новом учебном году был задан на августовской конференции секции «Психология», которая состоялась на этой неделе и была организована Региональным учебно-методическим центром психологической поддержки и воспитательной работы.

464e69a2-d7f3-4cb0-b8a9-cd158f2b0a7e


«Психологическая устойчивость ребенка в современном мире. Роль психолого-педагогического сопровождения в формировании защитных механизмов» – такова была главная тема конференции в рамках областного августовского совещания работников образования. Её участниками стали методисты, курирующие работу психологических служб, директора, сетевые координаторы РУМЦППиВР, заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи образовательных организаций области. Цель деловой встречи – обсуждение актуальных вопросов психологической поддержки и воспитательной работы, повышение эффективности психологического сопровождения образовательного процесса, а также определение приоритетных направлений развития психологической службы в Костанайской области на предстоящий учебный год.
– Современный мир предъявляет к детям высокие требования, и наша задача – помочь им выработать внутренние ресурсы для преодоления трудностей, – отметила, открывая конференцию, директор РУМЦППиВР Елена Петренко. – Это совещание станет ключевой платформой для обмена опытом и выработки стратегий, направленных на укрепление психологического здоровья нашей молодёжи.

4c387404-c9e8-4577-9bc3-6ccb2c0cb6ae


Августовское совещание психологов началось с работы панельных секций, которые курировали опытные специалисты из городов и районов: «Нормативно-правовая база по регулированию деятельности психологической службы организаций образования», «Обеспечение психологической комфортности и безопасности образовательной среды в школе. Профилактика буллинга: эффективные методы и подходы», «Развитие эмоционального интеллекта в образовательном пространстве как фактора социально-психологической успешности обучающихся», «Интеграция комплекса психолого-педагогических и здоровьесберегающих методов и средств, направленных на формирование негативного отношения к употреблению ПАВ, профилактику аддикций», «Эффективные стратегии работы с педагогами-психологами в профилактике насилия и защите детей».
Продолжилось совещание пленарным заседанием, на котором выступили ассоциированный профессор дошкольного и начального образования КРУ им. А.Байтурсынова, кандидат педагогических наук Назгуль Айдналиева с докладом «Этнопедагогические проблемы подготовки будущих педагогов-психологов и пути их решения»; председатель совета деловых женщин «Атамекен», директор сети частных детских садов, начальной школы «Ак ерке» Елена Венгерская «Психолого-педагогическое сопровождение как основа успешной профориентации»; региональный уполномоченный по правам ребёнка по Костанайской области Несибели Басенова «Межведомственное взаимодействие в системе защиты прав детей: возможности и перспективы».

10a88657-263c-48f6-a86d-12e391ec5a24


А главную тему конференции раскрыла Елена Петренко, акцентировав внимание коллег на ключевой роли психологической службы в обеспечении благополучия учеников и создании благоприятной образовательной среды.
– Наша главная цель – создание и поддержание в образовательном учреждении психологических условий, способствующих всестороннему психическому и личностному развитию каждого ребёнка, формированию его психологической устойчивости и адаптивности к современным вызовам, – подчеркнула Елена Александровна. – В настоящее время мы сталкиваемся с целым рядом серьёзных рисков и проблем, требующих нашего пристального внимания и скоординированных усилий. Это кризис семьи – увеличение разводов, насилия и нарушений отношений негативно влияет на эмоциональное состояние детей и их социализацию. Девиантное поведение: проблемы в социализации способствуют росту агрессивного и антисоциального поведения среди молодёжи, включая экстремизм и буллинг. Увеличение случаев зависимости от психоактивных веществ, суицидального поведения и интернет-зависимости указывает на снижение психологической устойчивости. Ограничение общения приводит к росту одиночества и низкому уровню коммуникативной компетентности, что требует поддержки в реальном взаимодействии. Рост агрессивности и распространение буллинга в школах подчёркивают необходимость формирования культуры уважения и взаимопонимания. Решение этих сложных проблем требует от нас комплексного подхода и тесной интеграции воспитательного аспекта работы и психологического сопровождения. Проведённый анализ показал, что ключевым фактором, в 80% способствующим суицидальному поведению, являются нарушения детско-родительских отношений, конфликтные ситуации между родителями. Это говорит о необходимости укрепления семейных связей, обучения родителей эффективным стратегиям воспитания и разрешения конфликтов, а также оказания своевременной психологической помощи семьям, находящимся в кризисной ситуации.
Для оперативного выявления проблем, эффективного реагирования и профилактики РУМЦППиВР разработано немало программ и методик. Одна из них – автоматизированная система психолого-педагогического мониторинга (АСППМ) «HR+». К системе подключены 266 школ, 31 колледж и 2 специализированные школы. Остальным необходимо подключиться к началу учебного года. Эффективным инструментом диагностики стала авторская автоматизированная программа «Сигнал», интегрированная в АСППМ. Её использование позволило в 10 раз увеличить выявляемость несовершеннолетних в тревожном состоянии. В 2025 году благодаря «Сигналу» было выявлено около пяти тысяч детей, нуждающихся в помощи. В результате комплексной и адресной работы психологических служб на местах, а также разработки и внедрению Центром во всех школах области программы «Stop bullying», интегрированной в автоматизированную СППМ «HR+», авторской разработки Центра «КодАктив: Программа быстрой помощи» на 15% снизились случаи буллинга в школах и колледжах области. С февраля по июль через систему «КодАктив» поступило и отработано 131 обращение учащихся, по которым проведена работа.

149f9f7e-9585-4c55-840d-64df703546ca


– Работа по созданию безопасной и комфортной образовательной среды для каждого ребёнка будет значительно усилена в следующем учебном году. – рассказала Елена Петренко. – Так, на платформе АСППМ «HR +» появится новый инструмент под названием «МААТ». Этот уникальный инструмент будет анализировать голосовые параметры ребёнка, позволяя выявлять признаки стресса и тревоги на ранних стадиях. Пока этот инструмент на базе Центра, специалисты пройдут обучение по работе с ним, чтобы в полной мере освоить его функционал и возможности. В дальнейшем «МААТ» будет внедрён во всех школах области. Благодаря этому, мы сможем оперативно реагировать на любые признаки дискомфорта или психологического неблагополучия, обеспечивая своевременную помощь и поддержку.

0359a405-a03d-4e8d-a091-dd9210b53977


Также, как пояснила Елена Александровна, в начале учебного года во всех школах страны запустят антибуллинговую программу «ДосболLIKE», которая направлена на формирование у обучающихся навыков конструктивного реагирования на конфликты, развитие у детей социально-эмоциональных навыков, оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений, повышение уровня субъективного благополучия детей.
– Конечно же, работа ведется не только над снижением суицидов и буллинга, но и над профориентацией, поддержкой во время экзаменов и всесторонним просвещением психологов, педагогов, родителей, повышая их компетентность в вопросах психологического благополучия и воспитания, а также по профилактике профессионального и эмоционального выгорания, – отметила директор регионального центра. – Вся профилактическая работа ведется через реализацию областных проектов и мероприятий, направленных на всестороннее обеспечение психологического благополучия учащихся. В минувшем учебном году проведено более 32 тысяч мероприятий: тренинги с несовершеннолетними, мероприятия с родителями, с педагогами, индивидуальные консультации со всеми участниками образовательного процесса. Ежегодно проводится единый областной классный/кураторский час «Как прекрасен этот мир, посмотри!», акция «Протяни руку жизни!», проведены пять областных конкурсов для учащихся школ и колледжей. Это не только мотивирует молодёжь, но и интегрирует психологическую и воспитательную работу, что соответствует целям программы «Адал азамат». Признавая ключевую роль семьи в благополучии ребёнка, Центр значительно расширил работу с родительской общественностью, укрепив проект «Семейный клуб». На 60% отмечается не только увеличение количества участников семейных клубов, но и повышение их активности: проведено свыше 30 тысяч встреч с родителями. Важным инструментом повышения психологической грамотности родителей стали Единые областные родительские собрания, на которых обсуждаются ключевые вопросы детско-родительских взаимоотношений и подчеркивается значимость семейного воспитания. А с помощью областных проектов «Школа молодого психолога», «Сетевые координаторы РУМЦППиВР», «Профессиональное эмоциональное выгорание педагогов» мы обучаем молодых психологов, мотивируем их, повышаем эффективность работы психологических служб. Этим же целям служат профессиональные конкурсы «Лучший психолог года» (на республиканском уровне у нас победа и два призовых места), «Лучший психологический клуб в ТиПО», «Лучший методист», «Лучший сетевой координатор», «Лучшая психологическая служба организации образования».
– Хочу ещё раз подчеркнуть, что обеспечение психологического благополучия участников образовательного процесса – это наша общая и первостепенная задача. Именно комплексный подход, объединяющий наши знания, опыт и ресурсы, позволит обеспечить качественную и своевременную психологическую помощь всем нуждающимся в ней ученикам, педагогам и родителям. Это требует от нас тесного взаимодействия друг с другом, готовности к обмену опытом и постоянному совершенствованию профессиональных навыков, – резюмировала Елена Петренко.
Ярким финалом августовского совещания стало подведение итогов областных конкурсов и чествование лучших представителей психологической службы региона, а также надёжных партнёров. Как было отмечено нав церемонии награждения, за шесть с половиной лет существования Региональный учебно-методический центр психологической поддержки и воспитательной работы взрастил в нашей области сплочённую команду единомышленников, активно участвующих в развитии системы психолого-педагогического сопровождения, внося вклад в создание благоприятной образовательной среды и повышение качества жизни детей и подростков.
По итогам учебного года за преданность делу воспитания подрастающего поколения, за активную деятельность и профессиональный подход в работе психологической службы грамоты управления образования акимата Костанайской области вручены 12 сетевым координаторам и педагогам-психологам, 15 человек стали обладателями грамот РУМЦППиВР за профессионализм и добросовестный труд.
Нагрудным знаком «Друг ребёнка» награждены региональный уполномоченный по правам ребёнка по Костанайской области
Несибели Басенова, замдиректора РУМЦППиВР Наталья Гречкина.
В областном конкурсе «Лучшая психологическая служба организации образования» 3 место заняла психологическая служба Камыстинской ОШ №1, 2 место – психологическая служба Октябрьской ОШ г. Лисаковска. 1 место присуждено Щербаковской ОШ им. М.Хакимжановой, Алтынсаринский район.
В областном конкурсе «Лучший методист» за 3 место награждена методист-психолог отдела образования Аулиекольского района Гаухар Шалдыбаева. 2 место завоевала методист-психолог отдела образования г. Аркалыка
Диана Курмангалиева. 1 место присуждено методисту-психологу отдела образования Сарыкольского района Марине Кохан.
В областном конкурсе «Лучший сетевой координатор» 3 место разделили Гульжан Таипова (Аулиекольский район) и Людмила Халецкая (район Б.Майлина), 2 место присуждено Зауреш Оразалиной (Сарыкольский район). 1 место завоевала Екатерина Литвинова (г. Лисаковск).
 
 

Светлана ОФИЦЕРОВА

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».