Фёдоровские школьники – асы криптографии

Выпуск - №14 (562)   :   14.04.2023
673

Воспитанники медиа-студии «Диалог» Дома детского творчества Фёдоровского района Артём Мауль и Никита Костюк стали призёрами областного конкурса научно-исследовательских работ школьников, организованного КИнЭУ им. М.Дулатова. 

Ещё в октябре прошлого года КИнЭУ объявил конкурс научных работ учеников 7-11 классов. Присланные работы прошли оценивание и отбор во второй тур. Финальная часть конкурса проходила с заслушиванием авторов исследований по шести направлениям: естественно-научное (математика, физика и информатика), экономика, общественные и гуманитарные, инженерные, сельскохозяйственные науки, стандартизация и метрология.

Артём Мауль и Никита Костюк под руководством педагога дополнительного образования Евгения Кащеева представили работу «Криптографическая стойкость алгоритма «Шифр Цезаря и его реализация на языке программирования Python» в секции «Естественно-научное направление». Работа была отобрана во второй тур, Артём и Никита презентовали её на финальном этапе конкурса в Костанайском инженерно-экономическом университете  им. М.Дулатова. Ребята заняли 3 место. 

Свою работу над проектом они начали ещё в прошлом учебном году на занятиях медиа-студии «Диалог». В своём исследовании ребята рассказали о прошлом и настоящем криптографических алгоритмов, обосновали актуальность изучения криптографии для защиты информации. Основная часть работы – созданное приложение для персонального компьютера, которое позволяет зашифровывать текстовые сообщения или файлы с помощью ключа. Расшифровать такое сообщение можно только зная ключ. Приложение можно использовать для зашифровки текстовых файлов на компьютере, например, список сайтов с логинами и паролями к ним. Также приложение можно использовать для переписки в зашифрованном виде по открытым каналам связи, например через популярные мессенджеры или социальные сети. Изюминкой выступления ребят была демонстрация методов «взлома» подобных алгоритмов. В качестве примера было показано, что перехваченное по открытым каналам связи зашифрованное послание с ключом, длиной два символа, может быть легко «взломано» меньше чем за одну минуту. Но также в работе ребята доказали, что если длина ключа больше восьми символов, то взлом такого сообщения простым перебором вариантов может занять несколько лет.  

В этот же день для всех финалистов НОУ прошла экскурсия и рассказ об университете и колледже предпринимательства КИнЭУ. Студенты рассказали о своей учёбе и подготовили праздничную программу для участников. Приятным бонусом к полученным дипломам для ребят стали памятные подарки – футболки с логотипом университета.

Назым БАТЫРБАЕВА,
директор ДДДТ, Фёдоровский район 

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».