Фёдоровские школьники – асы криптографии

Выпуск - №14 (562)   :   14.04.2023
554

Воспитанники медиа-студии «Диалог» Дома детского творчества Фёдоровского района Артём Мауль и Никита Костюк стали призёрами областного конкурса научно-исследовательских работ школьников, организованного КИнЭУ им. М.Дулатова. 

Ещё в октябре прошлого года КИнЭУ объявил конкурс научных работ учеников 7-11 классов. Присланные работы прошли оценивание и отбор во второй тур. Финальная часть конкурса проходила с заслушиванием авторов исследований по шести направлениям: естественно-научное (математика, физика и информатика), экономика, общественные и гуманитарные, инженерные, сельскохозяйственные науки, стандартизация и метрология.

Артём Мауль и Никита Костюк под руководством педагога дополнительного образования Евгения Кащеева представили работу «Криптографическая стойкость алгоритма «Шифр Цезаря и его реализация на языке программирования Python» в секции «Естественно-научное направление». Работа была отобрана во второй тур, Артём и Никита презентовали её на финальном этапе конкурса в Костанайском инженерно-экономическом университете  им. М.Дулатова. Ребята заняли 3 место. 

Свою работу над проектом они начали ещё в прошлом учебном году на занятиях медиа-студии «Диалог». В своём исследовании ребята рассказали о прошлом и настоящем криптографических алгоритмов, обосновали актуальность изучения криптографии для защиты информации. Основная часть работы – созданное приложение для персонального компьютера, которое позволяет зашифровывать текстовые сообщения или файлы с помощью ключа. Расшифровать такое сообщение можно только зная ключ. Приложение можно использовать для зашифровки текстовых файлов на компьютере, например, список сайтов с логинами и паролями к ним. Также приложение можно использовать для переписки в зашифрованном виде по открытым каналам связи, например через популярные мессенджеры или социальные сети. Изюминкой выступления ребят была демонстрация методов «взлома» подобных алгоритмов. В качестве примера было показано, что перехваченное по открытым каналам связи зашифрованное послание с ключом, длиной два символа, может быть легко «взломано» меньше чем за одну минуту. Но также в работе ребята доказали, что если длина ключа больше восьми символов, то взлом такого сообщения простым перебором вариантов может занять несколько лет.  

В этот же день для всех финалистов НОУ прошла экскурсия и рассказ об университете и колледже предпринимательства КИнЭУ. Студенты рассказали о своей учёбе и подготовили праздничную программу для участников. Приятным бонусом к полученным дипломам для ребят стали памятные подарки – футболки с логотипом университета.

Назым БАТЫРБАЕВА,
директор ДДДТ, Фёдоровский район 

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4