Костанайский государственный педагогический университет имени У.Султангазина (КГПУ) ежегодно выпускает около тысячи будущих педагогов. В этом году университет наметил большие планы по трансформации вуза в региональный педагогический хаб, который объединит педагогические кадры и ресуры нескольких регионов. Об этом подробно поведала bilimdinews.kz исполняющая обязанности ректора КГПУ Гульвира Мусабекова.
Модель регионального педагогического хаба
Исполняющий обязанности ректора пояснила, что в этом году КГПУ объединился с Костанайским государственным университетом имени А.Байтурсынова. Путем слияния создан более мощный университет в регионе, который планирует усилить подготовку педагогических кадров.
Поэтому вуз упор делает на разработку и обновление образовательных программ (ОП). Так, университет обновил 24 действующие образовательные программы. Разработал 7 бинарных, включающих удвоенные специальности, и 13 инновационных ОП бакалавриата. Если ранее в вузе действовала всего одна магистерская программа, то теперь их разработано 30.
– К разработке образовательных программ привлекли более 56 школ. В итоге обновили 48% всех дисциплин в вузе, куда, например, входят «Компьютерное зрение», «Дизайн образовательного трека» и др. Внедрены новые модули «Профессиональный и ДОТ», «Технологии в инклюзивном образовании», – отметила Г.Мусабекова.
Также впервые разработаны miner-программы, которые можно будет пройти параллельно с основной образовательной программой. Среди них «Педагогика инноваций», «Игропрактика в школе», «Дизайн-мышление в школе», «Цифровой профиль школы», «Театральная педагогика» и др. Новые программы, как считает и.о. ректора, нацелены на новые результаты обучения, набор навыков и компетенций, которые продиктованы сегодняшним днем. Их внедрение, по словам спикера, даст возможность выпускникам вуза быть лидерами в своем деле.
– Мы проводим трансформацию образования с акцентом на развитие региона. Разработанная модель регионального педагогического хаба охватывает не только Костанайскую область, но и Акмолинскую, Северо-Казахстанскую, Туркестанскую, Кызылординскую и приграничные области РФ , – сообщила Гульвира Мусабекова.
Региональный педагогический хаб будет реализован на основе актуальных проектов для 5 уровней стейкхолдеров как заинтересованных сторон.
Сообща с региональными игроками образования
Главные стейкхолдеры, как пояснила Гульвира Мусабекова, – это школы, детские сады и колледжи.
– Мы кастомизируем образовательные продукты через аудит организаций образования, разработку методологических и управленческих решений для развития новых методик, инструментов преподавания по заказу школ. Организуем сетевое партнерство с региональными игроками образования, национальными, региональными и российскими педагогическими вузами, – отметила и.о. ректора.
КГПУ заключил 675 долгосрочных договоров со школами, в рамках чего идет интеграция образовательных программ вуза со школами региона по организации педагогической практики для студентов. В рамках развития дуального обучения в этом году 72 студента учились и одновременно работали в 65 школах (из них 48 сельских), оказывая кадровую помощь учителям. На базе специализированной школы-интерната информационных технологий «Озат» и Костанайской специальной школы для детей с особыми образовательными потребностями открыты филиалы кафедр КГПУ.
Также в этом году в вузе совместно с инновационными школами региона запускается Детский университет. Примечательно, что руководителями такого университета будут студенты КГПУ, а преподавать дисциплины будут лучшие ученики НИШ, КТЛ и «Озат».
– Это микромодель университета. У них будет свой ректор, проректор, в роли которых выступят наши студенты. А в качестве преподавателей привлечем лучших учащихся НИШ, «Озат» и БИЛ (лицей-интернат «Білім-Инновация»). Это будет уникальная практика преподавания для студентов и школьников и дополнительный ресурс получения знаний и навыков по принципу «равный – равному» для школьников региона, – отмечает Гульвира Мусабекова. Кроме того, на повестке дня – открытие совместной со школой IT-технологий «Озат» студии записи видеоуроков.
По ее словам, каждая кафедра и факультет вуза станут маленьким НОЦ – научно-образовательным центром, на базе которого будут экспериментироваться педагогические идеи или технологии.
– При этом исследования будут направлены как на образовательную регионалистику, так и изучение новых трендов в образовании в стране и мире, – подчеркнула и.о. ректора.
Педагоги обучаются всю жизнь
По мнению и.о. ректора КГПУ, вуз не имеет уже выпускников.
– Мало сейчас получить диплом раз и на всю жизнь. Обучаться придется в течение всей жизни. Мы не отпускаем своих выпускников, для них и в 30, и в 40, и в 60 лет будем предагать обучающие курсы, отойдя от практики лоскутных периодических курсов повышения квалификации к разнообразному меню краткосрочных курсов по разным жизненным компетенциям, – подчеркнула Гульвира Мусабекова.
Для этого университет создает цифровой кампус как единое окно доступа к образовательным ресурсам по педагогике в регионе.
– Мы намерены создать цифровой кампус вуза. Это будет методологический кабинет, предлагающий 6 онлайн-ресурсов. Наши преподаватели будут помогать учителям школ, как провести тест, готовить уроки по дистанционному обучению и т.д. Затем проведем интеграцию проектов цифрового кампуса с контентом школ регионов, чтобы каждый учитель мог зайти в кампус в любое время и работать, – пояснила Гульвира Мусабекова.
В рамках проекта «Цифровое волонтерство» университет планирует в новом цифровом фронт-офисе собрать студентов, которые будут осуществлять киберсопровождение уроков учителей. Также вуз формирует базы данных педагогов региона, профессиональных сообществ, чтобы осуществлять пожизненную карьерную поддержку своим выпускникам и коллегам.
Планируется активное вовлечение в работу регионального хаба и Управления образования Костанайской области, гор/райОО в части разработки аналитики по всем уровням образования в регионе: высшее, ТиПО, среднее, дошкольное, дополнительное образование.
– Мы будем помогать в прогнозировании в регионе новых профессий в педагогике, так как ежегодно появляются новые специальности. Будем тесно взаимодействовать с разработчиками Атласа новых профессий в Казахстане, – пояснила Гульвира Мусабекова.
Рука об руку с бизнесом и НПО
Следующими стейкхолдерами выступят бизнес-сообщество, компании и НПО.
– У нас в планах привлечь партнеров к созданию образовательных стартапов. Например, планируем открыть кафетерий – место дискуссий, бизнес-завтраков, встреч. Запустим педагогические хакатоны, создающие образовательные стартапы. Будем привлекать студентов, возможно, они откроют эти кафетерии и будут развивать стартапы, – высказала прогнозы и.о. ректора.
В рамках хаба будут предложены интересные проекты и для горожан.
– Это онлайн-библиотека для города, коворкинг-центры. Открытые площадки, симуляционный центр как место встреч для родителей, семей и спортивные тренировки горожан. На таких площадках привлечем креативных личностей, которые будут выступать и делиться своим опытом. Эти проекты направлены на благо города и общества, – отмечает собеседница.
Когда будет создан хаб?
На вопрос, когда будут реализованы эти поистине масштабные цели и когда будет создан региональный педагогический хаб, Гульвира Мусабекова отметила, что это стратегия вуза.
– Наша модель – это некий проброс в будущее, – отметила и.о. ректора. – Предстоит колоссальная работа, чтобы этот долгий путь пройти за максимально короткое время, прежде чем эти ожидания претворятся в реальность. Однако наша модель не спонтанная, для начала есть партнеры со школ и пул профессорско-преподавательского состава университета, воспринимающих корпоративное родство в условиях цифровой педагогики как жизненную необходимость. Весь этот учебный год и в данное время наш вуз работает в усиленном режиме федбека, консалтинга и обучения, в том числе у педагогов Назарбаев Университета
Сейчас Костанайский государственный педагогический университет им. У.Султангазина объединился с Костанайским государственным университетом им. А.Байтурсынова. По словам Гульвиры Мусабековой, это дает большие возможности для скорейшего претворения в жизнь модели регионального хаба, который станет интеллектуальной площадкой для школ, образовательных организаций, экспертов, родителей и школьников.
– Эта трансформация должна вывести региональный вуз на новый уровень. Таким образом, мы намерены на своей базе создать интеллектуальный полигон для региона, куда будут поступать студенты со всех регионов страны и зарубежья, где будут действовать самые актуальные и востребованные образовательные программы по педагогическим специальностям, – озвучила конечную цель Гульвира Мусабекова.
По ее словам, данное видение дальнейшей роли педагогического вуза в регионе одобрено управленческим аудитом КГПУ в рамках проекта «Управление университетом 2020» и Высшей школой образования Назарбаев Университета.
Со своей стороны желаем университету успехов в создании такого масштабного хаба и реализации всех целей для подготовки лучших педагогов страны!
Асет СЫЗДЫКОВ
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.