Медиаграмотность должна стать частью образовательных программ

Выпуск - №29-30 (577-578)   :   17.08.2023
295

В конце минувшей недели в Костанае состоялся ХI гражданский форум «Международное сотрудничество: региональный аспект», организованный управлением общественного развития акимата Костанайской области и ОФ «Гражданский альянс Костанайской области «ГрИн».

Форум был призван представить возможности и положительный опыт международного и приграничного сотрудничества организаций гражданского общества Казахстана и социального партнёрства в триаде «НПО – бизнес – государство». Его участниками стали представители министерства информации и общественного развития РК, министерства финансов РК, министерства иностранных дел РК, Академии государственного управления при Президенте РК, НПП «Атамекен», Гражданского альянса Казахстана, управления общественного развития Костанайской области, организаций масс-медиа и НПО из приграничных стран Центральной Азии, регионов Казахстана и других стран, бизнес-сообщества, гражданские активисты, общественные деятели, лидеры общественного мнения, депутаты маслихатов разных уровней.

Форум открылся выставкой работ и достижений гражданского сектора Костанайской области и пленарным заседанием. А затем участники разошлись по секциям «Развитие международного сотрудничества для решения социальных вопросов» (для международных дипломатических представительств в РК, НПО), «Развитие приграничного сотрудничества в сфере масс-медиа» (для СМИ, блогеров), «Международный опыт в государственных закупках и бюджетной открытости» (для НПО, госорганов).

На площадке для СМИ состоялась интересная и продуктивная беседа с участием руководителей, журналистов областных и районных печатных изданий, телеканалов, информагентств, коллег из Екатеринбурга, Челябинска, представителей заинтересованных общественных организаций. В живом диалоге обсуждались темы возможного замещения традиционной журналистики нейросетью; взаимодействия средств массовой информации и неправительственных организаций; использования социальных сетей в развитии информационного поля. 

Энтузиаст нейросетей, блогер и фотограф Николаос Мармалиди рассказал о своём опыте работы с нейросетью и предложил возможные пути взаимодействия СМИ с этим цифровым ресурсом. Он уверен, что нейросеть существенно облегчает работу журналиста, когда нужно быстро генерировать информацию, обрабатывать и анализировать большой объём данных за короткое время, автоматизировать такие рутинные задачи, как отчёты, пресс-релизы и прочее подобное, оставляя журналисту более творческую деятельность. Спикер считает, что с помощью нейросети текст можно эффективно отредактировать в нужном ключе, оснастить хорошими иллюстрациями, облегчается и сбор разнообразных сведений, необходимых для создания статьи или поста. Однако он отметил и недостатки нейросети: отсутствие критического мышления, непонимание смысла текста, вследствие чего может произойти нарушение этических норм, распространение ложной информации, фейков. Поэтому, заключил спикер, о полном замещении нейросетью работы журналиста говорить пока рано.

Другие спикеры были более категоричны в отношении нейросети. Например, гость из Дании Юлия Ким, работающая на телевизионном канале, отметила, что её коллеги довольно скептически относятся к широкому использованию нейросети, предвидя реальную опасность искусственного интеллекта. «Есть оправданные опасения, что он может выйти из-под контроля, не стоит воспринимать нейросеть как удобную игрушку», – считает Юлия Ким. Её поддержали и костанайские, и российские журналисты, высказав общее мнение, что нейросеть должна быть лишь инструментом, позволяющим работать более эффективно, но не стоит слепо ей доверять. 

С этой темой перекликается и разговор о значении социальных сетей в работе СМИ. Участники встречи сошлись во мнении, что без этого ресурса современное медиа-пространство уже невозможно представить. Нравится нам это или нет, но большая часть населения предпочитает получать информацию из быстрых и доступных источников, таких как YouTube и Telegram-каналы, Instagram и другие. И здесь возникает важный момент ответственности за достоверность и точность этой информации, а также умения выбирать надёжный источник. Поэтому, как отметила председатель Союза журналистов Костанайской области Александра Сергазинова, нужно воспитывать умение фильтровать сведения, поступающие из мессенджеров и соцсетей, отличать намеренно сфабрикованный фейк от реальной информации, пользоваться проверенными ресурсами. И эти навыки должны формироваться с детства, поскольку современная информационная среда такова, что она может быть действительно опасной для тех, кто не умеет с ней обращаться. Медиаграмотность сегодня выходит за рамки просто желательного навыка, она становится стратегически важным навыком. Это умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Люди сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ, но и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Все медиаресурсы объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности. Когда человек понимает, какое влияние на него может оказать то или иное медиа, видит его истинную цель, он может сделать осознанный выбор. Как научить понимать? У участников форума ответ был один: активно вводить медиаграмотность в образовательную программу.

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4