Медиаграмотность должна стать частью образовательных программ

Выпуск - №29-30 (577-578)   :   17.08.2023
231

В конце минувшей недели в Костанае состоялся ХI гражданский форум «Международное сотрудничество: региональный аспект», организованный управлением общественного развития акимата Костанайской области и ОФ «Гражданский альянс Костанайской области «ГрИн».

Форум был призван представить возможности и положительный опыт международного и приграничного сотрудничества организаций гражданского общества Казахстана и социального партнёрства в триаде «НПО – бизнес – государство». Его участниками стали представители министерства информации и общественного развития РК, министерства финансов РК, министерства иностранных дел РК, Академии государственного управления при Президенте РК, НПП «Атамекен», Гражданского альянса Казахстана, управления общественного развития Костанайской области, организаций масс-медиа и НПО из приграничных стран Центральной Азии, регионов Казахстана и других стран, бизнес-сообщества, гражданские активисты, общественные деятели, лидеры общественного мнения, депутаты маслихатов разных уровней.

Форум открылся выставкой работ и достижений гражданского сектора Костанайской области и пленарным заседанием. А затем участники разошлись по секциям «Развитие международного сотрудничества для решения социальных вопросов» (для международных дипломатических представительств в РК, НПО), «Развитие приграничного сотрудничества в сфере масс-медиа» (для СМИ, блогеров), «Международный опыт в государственных закупках и бюджетной открытости» (для НПО, госорганов).

На площадке для СМИ состоялась интересная и продуктивная беседа с участием руководителей, журналистов областных и районных печатных изданий, телеканалов, информагентств, коллег из Екатеринбурга, Челябинска, представителей заинтересованных общественных организаций. В живом диалоге обсуждались темы возможного замещения традиционной журналистики нейросетью; взаимодействия средств массовой информации и неправительственных организаций; использования социальных сетей в развитии информационного поля. 

Энтузиаст нейросетей, блогер и фотограф Николаос Мармалиди рассказал о своём опыте работы с нейросетью и предложил возможные пути взаимодействия СМИ с этим цифровым ресурсом. Он уверен, что нейросеть существенно облегчает работу журналиста, когда нужно быстро генерировать информацию, обрабатывать и анализировать большой объём данных за короткое время, автоматизировать такие рутинные задачи, как отчёты, пресс-релизы и прочее подобное, оставляя журналисту более творческую деятельность. Спикер считает, что с помощью нейросети текст можно эффективно отредактировать в нужном ключе, оснастить хорошими иллюстрациями, облегчается и сбор разнообразных сведений, необходимых для создания статьи или поста. Однако он отметил и недостатки нейросети: отсутствие критического мышления, непонимание смысла текста, вследствие чего может произойти нарушение этических норм, распространение ложной информации, фейков. Поэтому, заключил спикер, о полном замещении нейросетью работы журналиста говорить пока рано.

Другие спикеры были более категоричны в отношении нейросети. Например, гость из Дании Юлия Ким, работающая на телевизионном канале, отметила, что её коллеги довольно скептически относятся к широкому использованию нейросети, предвидя реальную опасность искусственного интеллекта. «Есть оправданные опасения, что он может выйти из-под контроля, не стоит воспринимать нейросеть как удобную игрушку», – считает Юлия Ким. Её поддержали и костанайские, и российские журналисты, высказав общее мнение, что нейросеть должна быть лишь инструментом, позволяющим работать более эффективно, но не стоит слепо ей доверять. 

С этой темой перекликается и разговор о значении социальных сетей в работе СМИ. Участники встречи сошлись во мнении, что без этого ресурса современное медиа-пространство уже невозможно представить. Нравится нам это или нет, но большая часть населения предпочитает получать информацию из быстрых и доступных источников, таких как YouTube и Telegram-каналы, Instagram и другие. И здесь возникает важный момент ответственности за достоверность и точность этой информации, а также умения выбирать надёжный источник. Поэтому, как отметила председатель Союза журналистов Костанайской области Александра Сергазинова, нужно воспитывать умение фильтровать сведения, поступающие из мессенджеров и соцсетей, отличать намеренно сфабрикованный фейк от реальной информации, пользоваться проверенными ресурсами. И эти навыки должны формироваться с детства, поскольку современная информационная среда такова, что она может быть действительно опасной для тех, кто не умеет с ней обращаться. Медиаграмотность сегодня выходит за рамки просто желательного навыка, она становится стратегически важным навыком. Это умение хорошо ориентироваться в разных типах медиа и понимать их суть. Люди сейчас получают огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ, но и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Все медиаресурсы объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности. Когда человек понимает, какое влияние на него может оказать то или иное медиа, видит его истинную цель, он может сделать осознанный выбор. Как научить понимать? У участников форума ответ был один: активно вводить медиаграмотность в образовательную программу.

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.