Мир детства должен быть наполнен яркими красками

Выпуск - №20(517)   :   20.05.2022
554

19 мая состоялась областная выставка-конкурс декоративно-прикладного детского творчества «Жас дарын», посвящённая Году детей.


 
Этот творческий конкурс традиционно проводится Региональным центром психологической поддержки и дополнительного образования. На выставке, разместившейся в Костанайском колледже автомобильного транспорта, представлены текстильные изделия, художественная обработка дерева, кожи, металла, скульптуры, инкрустация, работы из гончарной глины, соломы, дерева, бумаги, модели народной одежды в национальном стиле и многое другое. Трудно даже представить, каким многообразием творческих умений обладают воспитанники организаций дополнительного образования, какому количеству техник и приёмов научили их талантливые педагоги.

- В области созданы достойные условия для того, чтобы более 3500 детей реализовали свои творческие способности в кружках художественно-эстетического направления, – отметила, открывая выставку-конкурс, директор РЦППиДО Елена Петренко. – Количество участников конкурса «Жас дарын» каждый год растёт с завидным постоянством. В прошлом году в областной выставке-конкурсе приняли участие 98 ребят в семи номинациях, сегодня представлены 104 работы в восьми номинациях изо всех регионов области. В этом году добавилась новая номинация: «Дизайн-проект интерьера с национальным колоритом: дома, комнаты, дачи, ландшафта и др». Отрадно отметить, что увлечённые своим делом ребята занимают призовые места на республиканских выставках. Так, в прошлом году на республиканской выставке «Алтын казына» первые места завоевали Валерия Екимова (район Беимбета Майлина), Мурат Валеев (Житикаринский район), бронзовыми призёрами стали Виталина Вебер (район Б.Майлина), Карина  Полтавцева (Житикаринский район), Дарья Будзевич (Костанайский район). И нынешние победители областной выставки-конкурса «Жас дарын» в октябре представят Костанайскую область на республиканской выставке «Алтын казына». Уверена, что сегодняшнее мероприятие станет для воспитанников творческих студий источником вдохновения и новых идей, возможностью раскрыть свой потенциал, увидеть новые горизонты.  


И новые горизонты участники конкурса действительно открывают. Например, руководитель творческой студии Дома детского творчества Юлия Паладуца и её дети Виталий и Ольга ежегодно принимают участие в таких форумах искусств, но каждый раз привозят на выставку что-то новое. В этот раз Ольга Паладуца освоила направление «дизайн-проект интерьера» и изготовила макет национального парка из соломы. Как поясняет Юлия Равкатовна, целью проекта было использование исключительно натуральных материалов, отходов, которые доступны в нашем регионе. Такой ленд-арт, какой создала в миниатюре Ольга, вполне можно воплотить в реальность. Виталий Паладуца тоже представил на выставке свои работы в эко-стиле: мужские браслеты из кожи и металла, для которых пригодилось всё, что можно найти в любом гараже или мастерской.

Удивительной красоты платья в национальном стиле сразу же привлекали внимание участников и гостей выставки. Одно из них под названием «Республика» изготовлено воспитанницей студии «Чудо-квиллинг» Дома детского творчества Житикаринского района Кариной Полтавцевой и её руководителем Натальей Валл.

Девятиклассница Карина четвёртый раз принимает участие в конкурсе «Жас дарын» и три раза становилась обладателем 1 места.

- Я любознательный человек, и мне очень нравится заниматься творчеством, познавать и изучать новые техники, – делится Карина. – Я представляла свои работы в таких направлениях, как бумагопластика, изготовление скульптур малых форм. В этом году мы с моим руководителем решили изготовить модель одежды и посвятить её нашей стране. Неповторимость и красоту работе придаёт множество золотистых аппликаций, а на юбке мы постарались изобразить вехи истории Казахстана. Я надеюсь, что наша работа произведёт впечатление.  


Ещё одна модель стилизованного национального наряда «Асыл ару» была лично представлена преподавателем Дома детского творчества Замзагуль Мнайдаровой. Автор чудесного костюма и украшений – Айдана Гуллиева, но, как отмечает педагог, над этим нарядом трудилась целая группа детей 1-4 классов: кто-то пришивал орнамент, кто-то нанизывал бусинки на нитку – каждый хотел внести свой вклад в необычную и очень красивую работу. В коллекции ДДТ Костанайского района уже не один стилизованный костюм: Золотой человек, Батыр, Томирис… Все они используются затем в театральных постановках, школьных праздниках.  

- «Жас дарын» – один из любимых конкурсов наших детей, каждый из которых стремится показать свои умения, талант, творчество и интерес к ремеслу – говорит руководитель Дома детского творчества Костанайского района Клара Исмагулова. – Наши воспитанники готовятся к мероприятию очень качественно, в соответствии с номинациями, с оригинальным и образным решением своей работы. Подтверждением тому становятся достижения и высокая результативность трудов наших воспитанников. Так, за последние три года наши дети заняли 27 призовых мест в области и три работы отмечены на республиканском уровне! Большая роль в подготовке к мероприятию отводится педагогам дополнительного образования, которые являются настоящими вдохновителями и проводниками идей детей, их консультантами и художественными руководителями. Под их чутким наставничеством ребята знакомятся  с народными традициями в современном декоративно-прикладном искусстве, изучают культурно-историческое наследие страны, пытаются в своих работах сохранять и использовать элементы народного ремесла. Бесспорно, наши педагоги через искусство прививают детям чувство прекрасного и развивают их лучшие духовные качества.

Совсем юные воспитанницы ДДТ Костанайского района Малика Махмутова и Томирис Ержанова не так давно начали заниматься декоративно-прикладным творчеством и живописью, но эти малышки уже заслужили не одно звание лауреата областных и республиканских конкурсов, благодаря своей увлечённости и старанию. И это самый главный залог успеха, считает Клара Саттаровна. Она отмечает, что воспитанники Дома творчества – очень неравнодушные, трудолюбивые ребята: 

- Сейчас часто говорят, что дети не хотят ничего делать, сидят в телефонах и компьютерах… Но по нашим ребятам я с радостью вижу, что это не так. Они действительно горят своим делом, с огромным интересом ищут новые технологии, осваивают креативные направления. Всё дело в том, насколько педагоги сумеют детей замотивировать, зажечь в них искру творчества. Я ровно десять лет руковожу Домом детского творчества, и уже просто не представляю себя без этого доброго, светлого, яркого мира искусства.   

Организаторы конкурса «Жас дарын» дали возможность участникам не только представить свои достижения, но и освоить новые для себя виды декоративно-прикладного творчества на мастер-классах, которые провели педагоги организаций дополнительного образования Житикаринского и Костанайского районов.

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Итоги конкурса «Жас дарын-2022» 
  
В номинации «Изготовление текстильных изделий: гобелен, вышивка, батик, валяние войлока, лоскутная пластика»: 
1 место – Нургуль Дегенбаева, Детская школа искусств Фёдоровского района; 
2 место – Томирис Узбекова, Дом детского творчества Житикаринского района; 
3 место – Анастасия Уклеина, Дом детского творчества Карабалыкского района. 


В номинации «Художественная обработка дерева, кости, кожи: объёмная  и плоская резьба, роспись по дереву, изделия из бересты; инкрустация (кости, металла, дерева)»: 
1 место – Валерия Екимова, Детская школа искусств района Б.Майлина; 
2 место – Мухаммедали Отар, межшкольный учебно-производственный комбинат г. Аркалыка; 
3 место – Мадияр Ихсан, межшкольный учебно-производственный комбинат г. Аркалыка. 


В номинации «Художественная обработка стекла»: 
1 место – Карина Рустемова, Дом детского творчества Житикаринского района; 
2 место – Дарига Кусаинова, Дом детского и юношеского творчества Мендыкаринского района; 
3 место – Таисия Прутникова, Детская школа искусств района Б.Майлина. 


В номинации «Художественная обработка металла: ювелирные изделия, скульптура малых форм, чеканка, ковка»: 
1 место – Улета Галстян, Детская школа искусств района Б.Майлина; 
2 место – Виталий Паладуца, Дом детского творчества Фёдоровского района; 
3 место – Жаркын Абдрахманов, Дом детского творчества Костанайского района. 


В номинации «Изготовление скульптур малых форм из дерева, камня, глины (гончарная глина), соломы, дерева, текстиля»: 
1 место – Дарья Грицай, Детская художественная школа г. Рудного; 
2 место – Адель Кравченко, детско-юношеский центр «Жас улан» г. Аркалыка; 
3 место – Наталья Братыгина, Дом творчества детей и юношества Сарыкольского района. 


В номинации «Изготовление модели народной одежды с элементами национального орнамента»: 
1 место –  Карина Полтавцева, Дом детского творчества Житикаринского района; 
2 место – Айдана Гуллиева, Дом детского творчества Костанайского района; 
3 место – Дарья Цуренкова, Дом детского творчества Житикаринского района.  


В номинации «Изготовление изделий из бумаги: оригами, аппликация,  квиллинг, папье-маше»: 
1 место – Виктория Корчинская, Дом детского творчества Житикаринского района; 
2 место – Кристина Пличко, Детская школа искусств Житикаринского района; 
3 место – Екатерина Патюкова, Детская школа искусств района Б.Майлина. 


В номинации «Дизайн-проект интерьера с национальным колоритом: дома, комнаты, дачи, ландшафта и др.»: 
1 место – Нурторе Калиден, Центр детского и юношеского творчества «Шугыла» Амангельдинского района; 
2 место – Ольга Паладуца, Дом детского творчества Фёдоровского района; 
3 место – Дарья Будзевич, Дом детского творчества Костанайского района.

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.