Пленарное заседание августовского совещания «Цифровые инновации в системе образования Костанайской области» состоялось в преддверии нового учебного года. Традиционный форум педагогов прошёл при участии заместителя акима области Рината Мухаметкали.
Искусственный интеллект – сегодняшняя реальность
В своём обращении к участникам августовского совещания Ринат Закиулы отметил пристальное внимание руководства страны к образовательной сфере, к качеству обучения и воспитания детей, к задачам, стоящим перед педагогической общественностью:
- Молодёжь Казахстана – это стратегическая ценность и будущие двигатели нашего общества. Государство проводит большую работу по поддержке школьников и студентов, созданию условий для реализации их потенциала. Финансирование сферы образования ежегодно растёт. За последние три года бюджет отрасли вырос на 53% и составил 196,3 млрд тенге.
Замглавы региона напомнил, что в текущем году в области планируется открытие шести новых школ на 4380 мест, в том числе четыре в рамках национального проекта «Комфортная школа» (на 900 мест в с. Заречном Костанайского района, на 300 мест в г. Аркалыке, на 900 мест в мкр. «Аэропорт» г. Костаная и на 1200 мест в мкр. «Береке»). Для укрепления материально-технической базы организаций образования выделено из бюджета области 1,8 млрд тенге. Приобретаются кабинеты новой модификации физики, химии, биологии, STEM-лаборатории, кабинеты робототехники и многое другое.
Говоря о доступе к интернету сельских школ, спикер отметил, что высокоскоростным интернетом на сегодняшний день обеспечены
427 школ области (98,6%), а к 2026 году охват сельских населённых пунктов интернетом стандарта 4G составит 100%.
- Развитие региона и страны в целом невозможно без объединения науки и бизнеса. Экономика нашей области имеет аграрную и индустриальную направленность. Вы видите, что открываются новые заводы как в промышленности, так и в сфере сельского хозяйства с развитой IT- инфраструктурой, – сказал Ринат Мухаметкали. – Для новых производств требуются квалифицированные кадры, современные технологии и инновации. Искусственный интеллект – это не далёкое будущее, это наша сегодняшняя реальность. Изменения происходят прямо сейчас, на наших глазах. И мы должны работать на перспективу, в том числе и в сфере образования. Внедрение навыков работы с искусственным интеллектом открывает новые горизонты. В первую очередь, это позволит уйти от традиционного формата передачи готовых знаний и перейти к созданию образовательных программ с индивидуальной направленностью.
Мы вправе спрашивать качество образования
Продолжая тему цифровых инноваций, руководитель управления образования Айман Ибраева отметила, что развитие искусственного интеллекта позволит решить образовательные задачи, делая основной упор на разработку цифровых программ обучения с дифференцированным подходом. Повышение скорости интернета является неотъемлемой частью цифровизации учебного процесса, за пять лет число школ со скоростью интернета 20 Мбит/сек достигло 98,8%. И в этом году из местного бюджета выделено 242,6 млн. тенге на повышение скорости передачи данных.
По результатам исследования РISA-2022 среди 15-летних школьников и студентов наш регион имеет высокие показатели: 4 место по математической грамотности, 2 место по естественнонаучной грамотности, 1 место по читательской грамотности. И, как сообщила Айман Елемановна, министерством просвещения РК предложено провести в Костанае республиканский семинар по развитию учебных компетенций, который запланирован на октябрь.
Подводя итоги поступления выпускников нынешнего года в вузы, было отмечено, что увеличилось количество обладателей государственного образовательного гранта. 42% из них получили гранты местных вузов. Однако, при том, что Костанайская область сейчас считается лидером машиностроения, из 4250 выпускников школ инженерные специальности и машиностроение выбрали около 10%, IT-специальности – около 7%.
- Для актуализации этого направления заключён меморандум со школой робототехники «Роботек», в рамках которого организован проект «Ozyq Urpaq», – сообщила Айман Елемановна. – Также подписан меморандум с Kostanay IT Hub по пилотному проекту обучения IT-навыкам студентов и учащихся 10-11 классов. Сегодня особое значение имеет наличие в школе современного оборудования, которое даёт возможность развивать цифровые умения и навыки. В рамках проекта «Развитие потенциала опорных школ в сельской местности» (ОФ «Казахстан халкына», Фонда устойчивого развития образования, АОО «НИШ») с 2022 года сельские школы и моногорода области оснащаются кабинетами новой модификации. Уже работают в новых условиях пять школ области. Ещё в семи школах идёт установка оборудования. Также в опорных школах будет устанавливаться интерактивная видеостудия или оборудованный кабинет для проведения синхронных онлайн-уроков.
Как сказала руководитель управления образования, такая материальная поддержка влечёт за собой особые требования к качеству образования. Наблюдается положительная динамика в подготовке учащихся в Карабалыкском, Костанайском, Сарыкольском районах и Б.Майлина. В первую сотню лучших школ республики по результатам олимпиады вошли шесть из Костанайской области: лицей «Билим-инновация», ШОД им. И.Алтынсарина, школа-лицей №2, ОШ №23 г. Костаная, гимназии №5 и №2 г. Рудного.
Но возникает вопрос в соотношении качества знаний и результатов олимпиады школьников, в особенности по предметам естественно-научного цикла. Как пояснила Айман Елемановна, областной показатель качества знаний по информатике – 85,4%, математике (алгебра и геометрия) – 54,8%, химии – 64%. Хороший уровень. Однако результативности в олимпиадах нет. В этой связи УМЦ «Дарын», МЦ и МЦ информатизации и оценки качества необходимо выявить проблемы в деятельности педагогов по подготовке учащихся к предметным олимпиадам и спланировать точечную работу по этому направлению.
В фокусе пристального внимания – техническое и профессиональное образование
С цифровыми инновациями тесно связано и обучение в колледжах. Как уточнила Айман Ибраева, сегодня более тысячи студентов в 13 колледжах области получают IT-специальности. Костанайским строительным колледжем ведётся работа по получению приложения к лицензии по квалификации «BIM-техник». Искусственный интеллект как ресурс активно внедряет Костанайский политехнический высший колледж. Яркий пример – студент 4 курса специальности «Вычислительная техника и программное обеспечение» Виталий Овчинников, который вместе с преподавателем Еркебуланом Толегеновым разработал проект «Определение сонливости водителей с использованием нейросети». Этот проект получил призовые места на международных конференциях. А в сентябре студент Костанайского колледжа автомобильного транспорта Данияр Абикенов представит нашу область на международном чемпионате WorldSkills во Франции по компетенции «Сетевое и системное администрирование».
Новые технологии вне урока
Цифровизация активно внедряется и в дополнительное образование, организаций которого в области 47 (более 38 тысяч детей), почти 4 тысячи кружков при школах (68 тысяч детей). В прошлом году в Костанае открыт Дворец школьников «IQostanay», где свыше двух тысяч школьников могут заниматься в зале зале киберспорта, кабинете инженерии, виртуальной реальности, 3D-моделирования, кружках робототехники, возобновляемых источников энергии и многих других. Также в области на базах организаций образования ведут деятельность 108 кружков робототехники (около 1500 учащихся).
- В целях модернизации и повышения эффективности работы психологических служб введены автоматизированные программы «Сигнал» и «HR+», – проинформировала Айман Елменовна. – На сегодня эта авторская программа используется в 13 регионах области для проведения диагностики эмоционального состояния учащихся 5-11 классов. Результат – определение тревожности увеличилось в 10 раз. Использование программ психологического мониторинга способствует снижению уровня подростковой преступности и аутодеструктивного поведения. Так, за последние три года уровень преступности среди несовершеннолетних снижен на 30,2%, за 7 месяцев т.г. – на 50%. В 2023 году число аутодеструкции снизилось на 7,7%, в текущем году – на 66,7%.
Образование нового поколения
- Современность выдвигает вызовы, на которые мы должны своевременно реагировать, чтобы быть конкурентоспособными, дать реальный шанс нашим детям в будущем. И здесь основополагающая роль за учителем, – подчеркнула Айман Ибраева. – Традиционные представления об образовании изменились. На смену им пришли EdTech-решения, которые представляют собой образование нового поколения для нового Казахстана. Оно призвано готовить специалистов к вызовам современного мира, для которых характерны динамичность, мобильность, готовность к изменениям и способность быстро обучаться. Современный педагог конкурирует со всемирной сетью. Ему приходится при изучении предмета переключать внимание и интерес учащихся с «занимательных» сайтов на учебный материал, с выполнения заданий с помощью искусственного интеллекта – на самостоятельность мышления… Педагогами за последние три года разработано 13 методических продуктов с использованием ИКТ, одобренных областным УМС. Хочу поблагодарить учеников и учителей за весомый вклад в развитие цифровых успехов.
Но роль учителя не могут принизить никакие цифровые ресурсы. И здесь положительным примером стал проект «Педагог в непрерывном образовании» по подготовке школьников к выбору педагогической профессии: из 111 выпускников 9 и 11 классов, членов педотрядов, 80% не изменили своей мечте стать педагогом.
В ноябре 2023 г. внедрены инициативные проекты «Школа инженерного моделирования» для учителей информатики и педагогов дополнительного образования; в сотрудничестве с КРУ им. А.Байтурсынұлы запущен проект «Инженерная академия» с участием автомобильных предприятий «Allur», «АгромашХолдинг KZ», «Kamlit.kz».
- Рассматривая вопрос цифровизации, мы ставим перспективные задачи, –резюмировала Айман Елемановна. – Во-первых, современное время требует внедрения digital-технологий, начиная с детского сада. Соответственно необходимо обеспечить ресурсы для создания двух цифровых детских садов. Во-вторых, разработать ресурсы для реализации модели Школы ИИ на базе лицея «Озат». Для реализации этих задач у нас имеются достаточные ресурсы.
Экосистема для развития ИИ
Заместитель председателя Комитета искусственного интеллекта и развития инноваций МЦРИАП Дархан Мырзабаев ознакомил костанайских педагогов с перспективами развития ИИ в Казахстане и рассказал о проводимой работе. Он пояснил, что определена концепция развития искусственного интеллекта, целью которой является построение экосистемы ИИ, формирование благоприятного климата и дальнейшее развитие отраслей экономики с использованием возможностей технологии искусственного интеллекта; разработан законопроект, направленный на регулирование общественных отношений в сфере искусственного интеллекта.
- Для создания полноценной инфраструктуры ИИ предусмотрены следующие проекты, – проинформировал Дархан Тлеубердыевич. – В первую очередь – это создание суперкомпьютера и разработка большой казахской языковой модели KazLLM. Совместно с Назарбаев университетом и АО «НИТ» мы создаём большую языковую модель казахского языка, которая будет использована как базовый инструмент для разработки генеративных продуктов ИИ в различных секторах экономики. Нами разрабатывается национальная платформа ИИ, которая консолидирует в себе базу данных, вычислительные мощности и казахскую языковую модель, доступ к которым будет предоставлен энтузиастам, стартапам и научному сообществу для разработки, тестирования и внедрения продуктов ИИ. Создаётся Центр alem.ai, то есть хаб для сотрудничества между государством, наукой, бизнесом и международными партнёрами для обмена опытом, разработки передовых технологий ИИ и проведения исследований в этой области.
Как сообщил Дархан Мырзабаев, депутатами Мажилиса Парламента инициирован отраслевой законопроект «Об искусственном интеллекте». Проект Закона определяет основы правовой и организационной деятельности, связанной с развитием и применением ИИ в стране. Он будет регулировать этические нормы использования данных при разработке продуктов ИИ, устанавливать правила функционирования и классификации ИИ-объектов, а также предусматривать стандартизацию продуктов в сфере ИИ.
16 июля была принята концепция развития ИИ до 2029 года. Основанием для разработки концепции является поручение Главы государства. Цель концепции – построение экосистемы ИИ, формирование благоприятного климата и дальнейшее развитие отраслей экономики с использованием возможностей технологий ИИ.
- Для развития навыков и талантов будут реализованы самые передовые образовательные программы, ориентированные на ИИ, – рассказал Дархан Тлеубердыевич. – Планируется запуск школ программирования по всей стране с методологией «peer-to-peer», где акцент делается на практическое обучение через реализацию проектов без участия преподавателей. Образовательный процесс строится на взаимодействии студентов и исследовательском подходе. Планируется сотрудничество с крупными мировыми компаниями и институтами для создания исследовательских центров и R&D подразделений в стране, что позволит учёным в области ИИ работать на глобальном уровне, не покидая страну. Сегодня ИИ становится неотъемлемой и важной частью нашей жизни. Наше министерство активно работает над внедрением ИИ в различные области экономики, и мы верим, что ИИ приведёт к значительному прогрессу в области образования и науки.
Награда – стимул к новым достижениям
Самая позитивная часть августовского совещания педагогов области – награждение лучших представителей по итогам минувшего учебного года. Здесь было немало приятных сюрпризов.
Так, лучшей организацией среднего образования признана ОШ №17 г. Рудного. Сертификат на сумму 68 миллионов тенге вручён директору Дине Макушевой. В номинации «Лучшая система образования района» сертификат на 2 миллиона 200 тысяч тенге вручён отделу образования Костанайского района (руководитель Алия Турткараева). 2 млн 500 тысяч тенге – это приз в номинации «Лучшая система образования города», который получила руководитель отдела образования г. Лисаковска Елена Бурдыка.
Сертификат на 1 миллион тенге вручён руководителю отдела образования района Б.Майлина Айгуль Алимбаевой в номинации «Лучшее ускорение цифровизации в сельской школе». 1 миллион тенге вручён ОШ им. Ы.Алтынсарина Костанайского района (директор Сауле Смашова) в номинации «Школа экологии». Такая же награда в номинации «Школа развития личностного потенциала» досталась школе-гимназии №7 им. Б.Майлина г. Рудного (директор Кымбат Бирманова). «Детский сад креативных возможностей» и сертификат 1 миллион тенге – это награда д/с «Нұрсәби» Карасуского района (директор Гульсара Ержанова).
Особым призом от министерства промышленности Республики Беларусь стал
сертификат на получение трактора Belapus.1221.2 для Аркалыкского политехнического колледжа (директор Алмас Карбозов).
Обладателем нагрудного знака «Ибрай Алтынсарин» стали учитель английского языка ОШ №1 г. Тобыла Елена Рыбак, учитель Банновской ОШ Фёдоровского района Марина Велиханова, учитель начальных классов ШГ №24 г. Костаная Ботагоз Дуненбаева, учитель казахского языка и литературы ШГ №7 им. Б.Майлина г. Рудного Галия Байкенова, преподаватель специальных дисциплин Костанайского колледжа автомобильного транспорта Галина Маликова, учитель казахского языка и литературы СШЛИИТ «Озат» Рауза Токтарова.
Медали «Еңбек ардагері» вручены учителю математики Шолаксайской ОШ Наурзумского района Валентине Куличенко, учителю начальных классов Кировской ОСШ Узункольского района Наталье Нужной, учителю казахского языка и литературы Владыкинской ОСШ Фёдоровского района Балым Мукановой, преподавателю физической культуры Костанайского сельскохозяйственного колледжа Салиму Жусубекову.
Нагрудным знаком «Білім беру ісінің құрметті қызметкері» отмечен труд учителя начальных классов ОШ им. Б.Колдасбаева Амангельдинского района
Гульжан Махатовой, учителя истории Торгайской ОШ им Ш.Уалиханова Джангельдинского района Тамаши Кабажаевой, учителя химии и биологии Краснооктябрьской ОШ Камыстинского района Нины Лефранк, учителя истории и географии Талдыкольской ОСШ Камыстинского района Розы Досмухамедовой, руководителя отдела образования Фёдоровского района Динары Бектыбаевой, учителя начальных классов школы-гимназии г. Лисаковска Светланы Тарасовой.
23 педагогам вручены грамоты акима Костанайской области.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото Каербека ГАЛИМЖАНОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.