В Костанае с рабочим визитом побывала первый вице-министр просвещения Наталья Жумадильдаева. Она встретилась с педагогами, учениками и родительской общественностью, состоялся конструктивный диалог с участниками образовательного процесса.
В новом Дворце школьников «IQostanai» свои первые достижения представили юные исследователи, киберспортсмены, робототехники. 1300 школьников областного центра могут найти дело по душе в современных кабинетах, мастерских, студиях научно-технического, эколого-биологического и эстетического направлений. Школьники и их наставники пока только знакомятся со всеми возможностями Смарт-центра, впереди у них много открытий.
Учащиеся и педагоги IT-лицея «Озат» рассказали Наталье Васильевне о своей работе в сфере информационных технологий. В Центре поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Наталья Жумадильдаева познакомилась с воспитанниками, узнала, к чему они стремятся, о чём мечтают. Педагоги показали, как организован досуг ребят, что их интересует. Сейчас в центре находятся 33 ребёнка, они посещают школу, библиотеку, проводятся экскурсии и мероприятия.
Беседа о задачах, стоящих перед системой образования страны и Костанайской области в частности, состоялась в Костанайском высшем педагогическом колледже. На встречу были приглашены не только руководители образовательных организаций и педагоги областного центра, но и родители школьников.
Приоритеты образовательной политики региона
С докладом о текущем состоянии сферы образования региона и перспективных задачах выступила руководитель управления образования Айман Ибраева. Более подробно были освещены такие ключевые моменты, как инклюзивное обучение, дополнительное образование, цифровизация учебного процесса, повышение квалификации педагогических кадров, развитие сферы ТиПО, в особенности подготовки инженерно-технических специальностей.
О поддержке инклюзии в школах рассказала главный специалист отдела социальной защиты детства Валерия Шатровская, которая отметила, что в Костанайской области пристальное внимание уделяется детям с особыми образовательными потребностями.
- У нас в области более девяти тысяч детей с ООП, из них более двух тысяч – с инвалидностью. И внедряя инновационные технологии, мы открываем кабинеты поддержки инклюзии (на данный момент их 19, 11 – в селе), что обеспечивает шаговую доступность. В таких кабинетах созданы максимально комфортные условия для социализации детей, для их включения в активную школьную жизнь. Родители особых детей очень хорошо отзываются о работе кабинетов поддержки инклюзии, а у всех ребят, их посещающих, наблюдается положительная динамика, – подвела итог Валерия Валерьевна.
Говоря о важности дополнительного образования для разностороннего развития детей, Айман Елемановна назвала значимым событием открытие нового Дворца школьников «IQostanai», где будут работать кружки и секции по трём направлениям: научно-техническому, эколого-биологическому и эстетическому.
Примером для всей республики стала работа Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования, который уже пять лет успешно действует в Костанайской области и распространяет свой опыт для открытия подобных центров в других областях страны. Особо эффективной стала профилактическая работа по предотвращению насилия, буллинга, деструктивных поведений. В результате за годы работы центра показатель суицидов среди детей и подростков в регионе снизился на 75 процентов. Большую пользу приносит и сотрудничество школ с семьями учащихся в рамках областного проекта «Үндестік».
Качество подготовки педагогических кадров – один из основных вопросов сегодняшнего дня. Здесь большую работу ведёт костанайский филиал НЦПК «Өрлеу».
- Министерством просвещения определены точные векторы нашей работы, и она выведена на новый уровень. У нас в области разработана дорожная карта, в соответствии с которой осуществляется работа в таких направления, как повышение качества обучения школьников, повышение квалификации педагогов, – пояснила директор филиала «Өрлеу» Марионелла Слесарь. – Все свои действия мы строим на основе мониторингов, исследований, получения обратной связи, чтобы выявлять проблемные зоны и уделять им особое внимание.
Айман Ибраева подчеркнула, что развитие технического и профессионального образования является безусловным приоритетом. На данный момент более 23 тысяч выпускников школ обучаются в коллежах области.
- Наша область всегда была преимущественно сельскохозяйственной, но в последние годы активно развивается индустрия, и это должно найти отражение в подготовке специалистов. Мы строим завод КамАЗ, заложено строительство автозавода KIA, поэтому сил одного Костанайского колледжа автомобильного транспорта уже недостаточно. Поэтому принято решение законсервированное здание одного из закрытых колледжей после ремонта и оснащения передать ККАТ для открытия новых групп.
Костанайский колледж автомобильного транспорта ещё в 2020 году начал подготовку к строительству двух крупных заводов в Костанае, получив пять лицензий по машиностроительным специальностям. Как пояснил директор ККАТ Дмитрий Павленко, заключены меморандумы с колледжами в г. Набережные Челны, которые готовят кадры для автозавода КамАЗ.
- Идёт очень активное взаимодействие с КамАЗ. Это и стажировка преподавателей, и обмен практическими методиками, – рассказал Дмитрий Иванович. – Мы становимся не только житницей, но и машиностроительной областью. И наши ребята уже приучены к новому заводу, на котором будут работать.
Айман Елемановна отметила, что современные колледжи должны быть мобильными и больше внимания уделять профилизации, чтобы повысить качество образования и конкурентоспособность выпускников.
Мы должны формировать в обществе доверие к педагогам
Проблема повышения качества образования стала ключевой в выступлении первого вице-министра просвещения Натальи Жумадильдаевой.
- Обеспечить детей качественным образованием без профессионалов-педагогов мы не сможем. И это большая комплексная работа, – сказала Наталья Васильевна. – Костанайская область – одна из самых сильных в сфере образования. Но вместе с тем удивляет снижение качества образования в регионе по результатам проведённого мониторинга образовательных достижений обучающихся. При этом среди учеников 4 классов показатели выше средних по стране. А по показателям среди 9 классов регион завершает рейтинговую таблицу. И здесь требуется целенаправленная работа, изучение качественного состава педагогов. Мы должны признать, что система аттестации с 2018 года дала резкий толчок к увеличению количества педагогов с профессиональными категориями. До изменения условий прохождения аттестации педагог высшей категории был «штучный товар», таким мог стать действительно зрелый педагог, наработавший большую практику, представляющий коллегам ценный опыт. Но по разным причинам сегодня мы видим, что многие педагоги повышают свой профессиональный уровень ради большей зарплаты, а квалификация стала вторичной. Доказательство тому – увеличение количества педагогов с категориями, которое никак не отразилось на показателях качества образования.
Общие учебные умения и навыки закладываются на каждом предмете, и это задача учителя, как отметила Наталья Жумадильдаева. Понятия физики, таблица умножения, алгоритмическое мышление в математике, умение работать с литературным текстом – всё это стоит у истоков изучения предмета, дальше навык увеличивается по спирали, и если где-то есть пробел, то развитие невозможно. Если у ребёнка не сформировались базовые знания и умения, значит, учитель не выполнил свою работу.
- Поэтому посыл о качестве образования министерством ложится в новый документ. С большой группой экспертов идёт разработка Национального доклада как концептуального документа по достижению эффективности человеческого капитала, – пояснила Наталья Васильевна. – Недавно в министерство приезжали волонтёры из Кореи. Мне очень понравился их ответ на вопрос, как был достигнут качественный рывок страны. Они ответили, что начало было положено в 60-х годах национальным проектом «Чистая деревня»: каждый человек должен был навести порядок в своих домах, на своих участках, во дворах. Это говорит о том, что большие перемены начинаются с малого, с осознания каждым необходимости следить за чистотой, за порядком, за качеством жизни, за качеством работы. Конечно, педагогическое сообщество ведёт огромную работу. Посещая образовательные объекты Костаная, я с удовольствием общалась с детьми. Какая речь, какое понимание задаваемых вопросов! Дети готовы беседовать, размышлять, они получают знания осознанно. Сегодня мы не имеем права не доверять нашим детям. Они наступают нам на пятки, где-то даже опережают, и это должно нас подстёгивать. У нас золотые дети! И этому золотому фонду должен соответствовать фонд педагогических кадров. Невозможно учителю заходить в класс неподготовленным, не чувствуя аудиторию, ощущая собственное превосходство априори. Сегодня каждый должен подумать – какой я учитель. Именно мы должны формировать в обществе доверие к педагогам и доверие к образовательной системе. Без этого доверия наша работа не даст эффекта. Даже самый сильный педагог, прекрасно знающий свой предмет, не донесёт эти знания до ученика, если нет доверия. Сегодня доверие к педагогическому сообществу снижено. И мы должны поменять эту ситуацию, а для этого просто не давать повода неэтичным поведением, низким уровнем знаний. В свою очередь родительская общественность должна включаться в образовательный и воспитательный процесс, предоставить нам кредит доверия, потому что только совместными действиями мы сможем добиться высокого результата, сформировать такую систему образования, которая будет являться драйвером нашей экономики.
В формате открытого микрофона Наталья Жумадильдаева ответила на вопросы педагогов, родителей, представителей СМИ, которые касались качества школьных учебников, поступления учеников в первый класс, организации питания начальных классов и других насущных проблем.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.