На минувшей неделе в Костанае прошёл первый областной дружеский дебатный турнир «Школа – родители – дети вместе с независимым Казахстаном!», посвящённый Году детей. Юные дебатёры старшего и среднего звена за трибуной словесно сражались со своими наставниками-педагогами и родителями. Такой формат дебатных игр в Костанае проводился впервые. И закончился неожиданно.
Атмосфера в залах ГШДТ в этот день была интригующей: ребята, объединившись со своими болельщиками, продумывали ход игры, вспоминали всевозможные стратегии и приёмы для того чтобы доказать – их мастерства достаточно чтобы поспорить со взрослыми!
Родители, которые не побоялись выйти к трибуне, тоже в детстве занимались дебатами, но ежедневной практики как у школьников у них, конечно, не было. Примечательно, что инициатива принять участие в конкурсной игре со школьниками принадлежала именно им. Идею не только одобрили, но и поддержали управление образования Костанайской области и наш Региональный центр психологической поддержки и дополнительного образования.
- Знаете, это невероятное ощущение – окунуться в прошлое. Мы взрослые люди, но волнуемся не хуже школьников, нам действительно страшно, ведь современные дети очень разносторонние. Они много времени проводят в интернете, на этих площадках изучают мировой опыт, знают все хитрости игры, а мы всё же больше выступаем на энтузиазме, надеясь на жизненный опыт, – говорит представитель команды родителей Елена Чечулина. – Мы видим, как динамично развивается дебатное движение в области, и подумали, почему бы не просто поддержать ребят словами, а именно сыграть с ними, чтобы на собственном примере показать, насколько важно то, чем они занимаются.
Еще одним ключевым звеном игры стала команда педагогов «Ещё не придумали». Им, пожалуй, пришлось сложнее всего, так как они одновременно переживали за школьников, но при этом играли в полную силу для того чтобы поединки действительно были честными. Уже с первой игры первенство в соревнованиях было у команды родителей и учеников среднего звена. Но дебаты тем и хороши, что ситуация могла кардинально измениться. И изменилась: после нескольких игр уверенно лидировали две команды – родителей и школьников старшего звена (финалист республиканского турнира команда «Диссонанс»).
- С самого начала команда родителей была убедительна в своих выступлениях, но борьба за первое место продолжалась до самого последнего аргумента, – отметила главный судья турнира, консультант развития дебатного движения Костанайской области Гульмира Капенова. – Решение о присуждении первого места далось нелегко – мнения судей разделились. Команда родителей «Паллада» и команда старшеклассников «Диссонанс» шли вровень до самого финала, набрав равное количество баллов, однако аргументы родителей в последней игре были более убедительными, их подача впечатлила судей, и мой решающий голос был отдан в их пользу. Развитие дебатного движения должно реализовываться на практике именно так – поддержка родителей, заинтересованность педагогов и как итог – стремление детей к победам, развитие интереса и любви к своему делу.
В игре также участвовали совсем юные ребята – команда семиклассников «Сократ». Им, безусловно, было сложно. Но наблюдая за играми, зрители и судьи удивлялись, с каким азартом, а главное верой в свои силы выступали ребята. Да, волновались и даже терялись, но не сдавались, и это принесло ребятам хороший результат.
Итоги игры: 1 место заняла команда родителей «Паллада» (Надежда Зубова, Елена Чечулина), 2 место – команда старшеклассников «Диссонанс» (Виктория Щербакова, Ксения Туркестанова, школа-лицей №1), 3 место забрала команда школьников среднего звена «Сократ» (Егор Еремеев, Кирилл Ларионов, ОШ №6), а на 4 месте оказалась команда педагогов «Ещё не придумали» (Александр Белянкин, Карагуз Макатова).
Диплом «Лучший спикер» заслужила Елена Чечулина. Она признаётся, что благодаря игре вспомнила и своё студенчество, когда дебатами занималось не так много людей и каждую тему приходилось готовить в библиотеках, читать много материала. Сегодня это сделать проще, но и конкуренция среди дебатёров значительно возросла.
Членам судейской коллегии вручили благодарственные письма от управления образования, руководители дебатных клубов также будут награждены почётными грамотами РЦППиДО. Все участники, зрители, судьи получили массу положительных эмоций, но главное – появился интерес у других, все присутствующие выразили единогласное мнение: проводить такие мероприятия как можно чаще!
Елена ПЕТРЕНКО,
директор РЦППиДО
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.