Августовское совещание работников образования Костанайской области состоялось в преддверии нового учебного года. На рабочей встрече под председательством заместителя акима области Рината Мухаметкалиева были обсуждены актуальные задачи, стоящие перед педагогическим сообществом региона.
Открыла совещание руководитель управления специального и инклюзивного образования министерства просвещения РК Лаура Бутабаева, которая озвучила итоги и достижения минувшего учебного года и задачи на предстоящий период.
Руководитель управления образования Айман Ибраева в своём докладе «Приоритеты в образовании: от ресурсов к результатам» особо отметила улучшение условий организации образовательного процесса. Так, в школы области поставлено 42 кабинета новой модификации, приобретены 30 автобусов, закуплено более 250 тысяч экземпляров учебной и художественной литературы, обновлена ученическая мебель, спортивное оборудование. Отремонтированы 163 объекта образования, в 18 из которых ремонт был капитальный. Ещё в 11 образовательных организациях капремонт завершается. Три новых школы появятся в г. Костанае и Костанайском районе. А до 2025 года в области будет построено ещё 13 современных школ.
Заметное развитие получила и сфера дополнительного образования. Хорошая новость: в новом учебном году в областном центре начнет работать Смарт-центр, где 1300 школьников в две смены смогут реализовать свои научно-технические способности и интересы. Также до конца года планируется открытие Дома детского творчества в Жангельдинском районе, детского оздоровительного лагеря в Аулиекольском районе.
- Успешно реализуется и программа создания дополнительных дошкольных мест, – сообщила Айман Елемановна. – На сегодня охват услугами дошкольного образования детей в возрасте от 2 до 6 лет составляет 89,7%. За счёт введения около 600 новых мест в текущем году данный показатель мы планируем увеличить до 90,5%. Кроме того, в этом году начато строительство двух детских садов в микрорайонах «Юбилейный №1» и «Аэропорт» г. Костаная (по 280 мест), что сократит очерёдность в областном центре на 20%.
Участники и руководители проекта «Педагог в непрерывном образовании»
Секционное заседание в рамках республиканской августовской конференции педагогических работников в Костанае было посвящено развитию инклюзивного и специального образования. И здесь наш регион показывает хорошие результаты. Для детей с особыми образовательными потребностями в области действуют 15 кабинетов поддержки инклюзии. Ведётся работа по открытию ещё пяти кабинетов (Алтынсаринский, Аулиекольский, Денисовский, Карабалыкский районы, г. Лисаковск). Два из них начнут свою работу с 1 сентября: в Карабалыкском районе и Лисаковске.
Говоря о предстоящих задачах, Айман Ибраева обратила внимание на необходимость развития естественнонаучной, математической, читательской грамотности, предпринимательских навыков, начиная с дошкольного воспитания и обучения. Сегодня в 35 детских садах области действуют инновационные экспериментальные площадки, и их опыт должен стать основой повышения качества дошкольного обучения.
Руководитель управления образования уточнила, что в 2021 году утверждена Дорожная карта, в рамках которой в ближайшие три года планируется увеличить количество детей, обучающихся на государственном языке. Также в новом учебном году планируется внедрение в учебный процесс единой воспитательной программы «Біртұтас тәрбие бағдарламасы». Она предполагает три основные составляющие: национальный интерес, совесть, стремление.
- Сегодня дети воспитываются социальными сетями. Поэтому так важно развивать детский и молодёжный казахстанский интернет-контент в рамках взаимодействия с неправительственными организациями, – сказала Айман Елемановна. – Со следующего года мы приступим к реализации социального проекта «Центр развития детско-юношеского и молодёжного интернет-контента на государственном языке». Этот проект будет не только способствовать творческому развитию детей, но и расширит сферы применения государственного языка среди школьников.
Анализируя задачи образовательной сферы, заместитель акима области Ринат Мухаметкалиев обратил внимание на проблемы сельских малокомплектных школ, многие из которых требуют ремонта и обновления. Замглавы региона отметил, что надо стараться сохранять сельские школы с учётом действующих государственных программ. Остаётся важным вопрос с доступом к интернету, который затруднён из-за низкой скорости в более половины сельских школ. Ринат Мухаметкалиев указал отделам и управлению образования на необходимость оперативного решения проблемы, тем более что средства на эти цели были выделены.
По вопросу увеличения количества школьников, обучающихся на государственном языке, заместитель акима области отметил, что эту проблему необходимо начинать решать с детских садов, для чего изучить передовой опыт, имеющийся в республике, в частности – создание в дошкольной среде групп погружения в казахский язык.
Одна из важнейших задач в сфере образования, отмеченная на совещании, – обеспечение школ квалифицированными кадрами. По данным управления образования, в области сохраняется потребность в 119 педагогах. Поэтому важно создавать условия для привлечения педагогов, целенаправленно готовить школьников к выбору учительской профессии. И хороший опыт в этом направлении уже есть. Так, в рамках реализации проекта «Педагог в непрерывном образовании» руководителем методического кабинета Татьяной Набатниковой разработана авторская программа «Будущий учитель» для учащихся 8-9 классов, которая одобрена научно-методическим советом Национальной академии образования им. И.Алтынсарина и рекомендована к внедрению в учебный процесс организаций образования страны.
- В проекте «Педагог в непрерывном образовании» участвовали 17 школ, 217 заинтересованных учеников были задействованы в прошлом учебном году, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Миссия этого проекта заключается в работе с ребятами, желающими стать педагогами, поддержать их, чтобы они утвердились в своей мечте. По итогам учебного года у нас есть хороший результат: из учеников 9-11 классов – участников проекта 72% при поступлении в колледжи и вузы выбрали педагогические специальности. Недаром на областном августовском совещании вручена награда Забеловской общебразовательной школе Житикаринского района в номинации «Школа позитивных перемен». Эта школа малокомплектная, но действительно позитивно и активно настроенная. Здесь был реализован наш проект, школа – член клуба ЮНЕСКО и призёр конкурсов ЮНЕСКО по экологическому образованию. В этом году выпускница Забеловской ОШ Ангелина Быченко получила знак «Алтын белгi», чего в этой школе не было очень давно, и выбрала профессию учителя биологии, поступив на грант. Ещё одна награда вручена директору Тогузакской общеобразовательной школы Карабалыкского района Татьяне Левановой. В этой школе давно выстроена система подготовки будущих педагогов, более 80% учителей – выпускники этой школы, а более 15 лет в школе вакансий нет, потому что возвращаются бывшие ученики. При этом высокий процент магистров, так как педагоги стремятся к постоянному обучению, совершенствованию знаний и мастерства. Сама Татьяна Александровна недавно окончила аспирантуру. В этой школе регулярно выигрывают гранты для реализации проектов по работе с родителями, по волонтёрской деятельности, по подготовке будущих кадров. Поэтому неудивительно, что такой результат был отмечен на областном уровне.
Медаль для учителя географии Валентины Крупко
Награды передовым школам и учителям – это традиция августовки. Нагрудный знак «Білім беру ісінің құрметті қызметкері» вручён учителю-дефектологу Рудненской специальной школы для детей с особыми образовательными потребностями Инге Макеевой. Медалью «Еңбек ардагері» награждены учитель математики Амангельдинской ОШ Назгуль Дихамбаева, замдиректора по УМО Тимофеевской ОШ Аулиекольского района Куляим Есбергенова, учитель биологии Карасуской ОШ Наталья Генц, учитель географии Джангельдинской ОШ Мендыкаринского района Валентина Крупко, учитель русского языка и литературы Успеновской ОШ Фёдоровского района Надежда Ярошевич и ветеран образования Батима Абдрахманова. 20 педагогов награждены грамотами акима области.
Медалью «Еңбек ардагері» награждается Батима Абдрахманова
Денежные сертификаты вручены педагогическим коллективам в номинациях: «Детский сад равных возможностей» – я/с №12 г. Рудного, «Школа позитивных перемен» – Забеловская ОШ Житикаринского района, «Школа будущего педагога» – Тогузакская ОШ Карабалыкского района.
Отдел образования г. Костаная признан лучшим
В номинации «Лучший отдел образования» награды вручены отделу образования г. Костаная и отделу образования Амангельдинского района. Отдел образования Карабалыкского района отмечен в номинации «Лучшее продвижение цифровизации в сельской школе».
Костанайский строительный колледж - лучшая организация технического и профессионального образования
И по традиции самые главные награды вручены лучшим организациям образования: среднего – физико-математический лицей г. Костаная, технического и профессионального – Костанайский строительный колледж.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.