На брифинге в региональной службе коммуникаций руководитель управления образования акимата Костанайской области Зауре Байменова рассказала о том, как планируется вести образовательный процесс в четвёртой четверти и осветила наиболее актуальные вопросы.
Формат четвёртой четверти
Как пояснила Зауре Ануарбековна, в четвёртой четверти 2020-2021 учебного года произойдёт изменение формата обучения в соответствии с постановлением главного санитарного врача РК от 25 марта. В школах, где количество учащихся не превышает 300 человек, продолжится работа в штатном режиме (это 28% школьников области). В остальных школах 1 апреля приступят к обучению по формату третьей четверти, то есть комбинированному для 1-5, 9 и 11 классов, дистанционному для 6, 7, 8, 10 классов. Но уже с 5 апреля, в понедельник, все параллели с 1 по 11 класс в этих 114 школах перейдут на комбинированное обучение. Таким образом, с 5 апреля 72% школьников будут обучаться в комбинированном формате. При этом в зелёной и жёлтой зонах учащимся во время уроков в классах разрешается находиться без масок. Костанайская область на данный момент находится в зелёной зоне.
– Если раньше в методических рекомендациях указывалось, что при комбинированном обучении 70% предметов должны проводиться в обычном формате, а 30 % – в дистанционном, то теперь каждая школа, исходя из своих возможностей, из проектной мощности и имеющихся свободных кабинетов самостоятельно определяет перечень предметов, изучаемых в дистанционном формате, – уточнила Зауре Байменова. – К примеру, в Костанае от 60 до 70 процентов предметов будут преподаваться в штатном формате, а в Рудном – 80 процентов. Школы также самостоятельно устанавливают количество классов по сменам, время начала смен и расписание. Напомню, что пока ученики могут ходить в школу по решению родителей как в школьной форме, так и в свободной одежде, но аккуратной и опрятной.
Руководитель управления образования отметила, что для отдельных учеников может быть продолжено обучение в дистанционном формате, но для этого необходимо врачебное заключение, свидетельствующее о наличии серьёзных противопоказаний, хронических заболеваний или контактов с заболевшими. В свою очередь, организации образования должны обеспечить соблюдение всех санитарных норм и требований.
– Уважаемые педагоги и родители! Ещё раз напоминаем, что школы обеспечены достаточным количеством необходимых средств для безопасного учебного процесса, - заострила внимание Зауре Ануарбековна. – Приобретать для школ какие-то дополнительные средства или приспособления родителям нет никакой необходимости. Сбор денежных средств в организациях образования запрещён согласно приказу управления образования. Если вам стали известны факты сбора денег на приобретение санитайзеров, кварцевых ламп, антисептиков и др., просим сообщить по телефонам 37-08-58 и 8-747-820- 58- 05 или на страницы управления образования в социальных сетях Фейсбук или Инстаграм. По каждому случаю будут приняты меры.
Первый раз в 1 класс
Ещё один важный вопрос, волнующий многих родителей – приём детей в 1 класс, который начинается 1 апреля и проводится в электронном формате до 1 августа. Зауре Байменова подчеркнула, что в 1 класс принимаются дети, которым уже исполнилось или в текущем календарном году исполнится 6 лет.
Документы можно подать через портал электронного правительства egov.kz с помощью ЭЦП или SMS- пароля, если родитель зарегистрирован в базе мобильных граждан, а также через электронный портал «SAKURA: электронная школа». Для этого требуются: заявление от родителей (или лиц, заменяющих их), копия свидетельства о рождении ребёнка, «Паспорт здоровья ребёнка», две фотографии 3х4.
На вопрос о том, может ли ребёнок не идти в 1 класс в шестилетнем возрасте, если ещё не готов, Зауре Байменова ответила утвердительно.
– Согласно статье 31 Закона РК «Об образовании», на обучение в 1 класс принимаются дети с шести лет. Согласно Типовым правилам приёма на обучение, организации образования обеспечивают приём в 1 класс детей шести лет и детей, которым в текущем календарном году исполняется шесть лет, с обеспечением доступа всех детей, проживающих на территории обслуживания организации образования, независимо от уровня их подготовки. Одним из перечней необходимых документов является паспорт здоровья ребёнка, согласно которому определяется степень готовности ребенка к обучению в 1 классе. В случае, если ребёнок не готов к обучению в 1 классе, можно продолжить обучение в классе предшкольной подготовки.
Для одарённых
До 15 апреля продлён приём учащихся 5-7 классов в специализированные школы. Подать документы для поступления в школу им. И.Алтынсарина и лицей информацинных технологий «Озат» можно на сайте qabyldau.daryn.kz, в лицей «Білім-инновация» – на сайте www.bilemtihan.kz. В лицей-интернат «Білім-инновация» для одарённых детей планируется принять 60 учащихся 7 классов, на данный момент подано 72 заявки. В 5 классы школы для одарённых детей им. И.Алтынсарина могут поступить 50 учащихся, заявок – 74. В 7 класс лицея информационных технологий «Озат» планируется зачислить 48 учащихся, заявок на данный момент 43. А значит, у многих талантливых ребят из сельских школ и отдалённых регионов есть реальная возможность, пройдя конкурс, получить образование в областных школах для одарённых детей.
Время экзаменов
Выпускников и их родителей волнует вопрос итоговой аттестации. Как пояснила глава образовательного ведомства региона, с учётом сложившейся на данный момент эпидемиологической ситуации итоговая аттестация в текущем учебном году пройдет в установленные сроки.
Произошли изменения в количестве предметов на итоговой аттестации, из них исключены предметы по выбору. Так, учащиеся 9 классов в период с 28 мая по 7 июня будут сдавать, не четыре, а три экзамена: письменный экзамен по языку обучения в форме эссе; письменный экзамен по математике (алгебре); письменный экзамен по казахскому языку и литературе в классах с другим языком обучения и письменный экзамен по русскому языку и литературе в классах с казахским языком обучения.
Учащиеся 11 классов в период с 1 по 10 июня будут сдавать не пять экзаменов, а четыре: письменный экзамен по языку обучения в форме эссе; письменный экзамен по алгебре и началам анализа; тестирование по истории Казахстана; тестирование по казахскому языку в школах с другим языком обучения и тестирование по русскому языку в школах с казахским языком обучения.
С третьей четверти учащиеся 9 и 11 классов занимаются в комбинированном формате, что было обусловлено подготовкой к итоговой аттестации. Для них создана возможность проведения дополнительных и консультационных занятий в малых группах, чтобы наверстать возможные пробелы в знаниях и получить качественную подготовку по предметам.
На брифинге 26 марта вице-министр Шолпан Каринова уточнила, что окончательное решение по итоговой аттестации будет зависеть от эпидемиологической ситуации в стране.
Вносятся изменения и в проведение единого национального тестирования, оно переходит в электронный формат. Если раньше у каждого школьника была бумажная книжка с тестовыми заданиями, то теперь это будет персональный компьютер, за которым он будет сдавать тест. В этом году ЕНТ для претендующих на грант будет длиться три месяца, и в течение 100 дней сдать его можно будет два раза, а наилучший результат направить на конкурс для получения гранта в вузе.
Зарегистрироваться для прохождения ЕНТ можно будет на сайте Национального центра тестирования, школьник сам сможет выбрать дату, время и место сдачи тестирования.
Количество предметов остается прежним: три обязательных предмета и два на выбор. В электронном формате школьник сможет вернуться к вопросу и поменять ответ, но до того, как завершил тест. Набранное количество баллов будет выведено на экран сразу же после завершения тестирования. Максимальное количество баллов остается прежним – 140.
В завершение встречи Зауре Байменова напомнила педагогам о важности вакцинации. По данным департамента санитарно-эпидемиологического контроля Костанайской области, на 29 марта вакцинированы 1829 педагогов области из запланированных 13 556 человек. 262 педагога уже получили вакцину повторно.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.