Проекты школьников заслуживают применения

Выпуск - №44 (491)   :   09.11.2021
352

Впервые в Костанайской области начал свою работу проект «Жас ғалым.kst», цель которого – поддержка юных исследователей, практическая реализация наиболее актуальных научных разработок.


Проект, реализуемый РНПЦ «Костанай дарыны» включает семь основных мероприятий, направленных на стимулирование научно-исследовательских инициатив школьников и студентов. Впервые организованный фестиваль социально-научных инициатив «Kostanay Project» в рамках «Жас ғалым.kst» задействовал более 70 одарённых ребят, представивших научные проекты по приоритетным направлениям науки. На днях были подведены итоги этого первого фестиваля прикладных наук.

О своём проекте рассказывает Айбат Сарсенбай

В церемонии награждения победителей приняла участие руководитель управления образования акимата Костанайской области Зауре Байменова. Приветствуя участников торжественной встречи, проходившей в специализированной школе-лицее «Озат», Зауре Ануарбековна отметила, что одна из главных задач современного образования как раз и заключается в поддержке ученических инициатив, творчества, исследовательской деятельности, для чего в регионе ведётся большая работа: это и открытие STEAM-лабораторий, и оснащение кабинетов физики, химии, биологии прогрессивным оборудованием, и IT-классы.

 Литвинчук заслужил 1 место за рациональное использование систем отопления населённых пунктов

- Очень символично, что первые победители фестиваля «Kostanay Project» определены именно в этом году, когда мы готовимся праздновать 30-летие независимости Республики Казахстан, – отметила Зауре Байменова. – Я уверена в том, что ваши таланты, ваши идеи послужат на благо всего общества, станут важным вкладом в развитие нашей страны.

Грамота вручена наставнику группы исследователей КПВК Жаннат Контробаевой

36 школьников и студентов колледжей области стали победителями и призёрами фестиваля социально-научных инициатив. Ребята представили свои разработки в секциях «Физика. Науки о Земле и космосе», «Математика. Прикладная математика», «Информатика. Информационные технологии», «Экономика. География», «Химия», «Биология», «Охрана окружающей среды», «Градостроительство и ландшафтная архитектура», «Техника и технология». Их работы имеют вполне практическое значение и призваны принести пользу в различных сферах общественной и хозяйственной деятельности. 

Например, ученицу СШЛ «Озат» Тэмилу Сулейменову (на снимке) беспокоит проблема засорения окружающей среды пластиковыми отходами, и она посвятила свой труд по химии получению биоразлагаемого материала из растительного сырья. Вместе с научным руководителем, учителем химии Кариной Нугумановой Тэмила разработала материал из соломы, дробленого ячменя и морковных очисток. Два года понадобилось на исследование и реализацию научной идеи, и в итоге получились образцы достаточно прочного и при этом безвредного для природы материала, который можно использовать для производства упаковки, одноразовой посуды и прочих подобных нужд. Тэмила уверена, что в сельскохозяйственном регионе проблем с сырьём не будет, а польза несомненна. Результатом работы Тэмилы Сулейменовой и Карины Нугумановой стало 1 место в секции «Химия». 

Этой же проблемой занимались студентки Костанайского политехнического высшего колледжа Карина Ромах, Аружан Нарымбаева. Дарья Лазарева, разработав посуду из биоразлагаемого материала. Девушки победили в секции «Охрана окружающей среды». 

Вообще, экологическая обстановка в стране и мире, сохранение природного биоразнообразия, чистота воды, земли и воздуха беспокоит многих начинающих учёных. Влияние магнитных полей на рост и прорастание культурных растений исследовала Полина Корчагина из ФМЛ (3 место в секции «Физика. Наука о Земле и космосе»); возможности реконструкции центральной парковой зоны села Аулиеколя оценила с математической точки зрения Томирис Кенжигулова, 11-классница Аулиекольской ШГ им. С.Баймагамбетова (2 место в секции «Математика»); возобновлению древесных пород растений в Веренском борку посвятила свою работу по биологии Татьяна Зиненко из Тогузакской ОШ Карабалыкского района (2 место). Утилизация шин, биогеоценоз Тобола и ихтиофауна Аята, «здоровье» озера в Узункольском районе, генератор свободных энергий, дендропарк, система управления отходами – всё это темы научно-практических разработок школьников и студентов. И они действительно заслуживают самого пристального внимания ответственных взрослых и применения на деле.

Работа учеников ФМЛ Серея Трефилова и Александра Цюпая под руководством учителя информатики Александра Немцова принесла ребятам 1 место фестиваля «Kostanay Project», а ещё раньше вызвала интерес руководства предприятия электроснабжения. Десятиклассники ФМЛ (впрочем, начинали они своё исследование ещё восьмиклассниками) создали прототип устройства для очищения воздушных линий электропередач от снега и наледи. Ребят впечатлило, как после памятного урагана с ледяным дождём в апреле 2019 года рабочие электросетей вручную очищали провода. Сергей и Александр задумались, как можно существенно облегчить этот рискованный и долгий труд, и создали робота, который способен эффективно очищать провода зимой, а летом проводить диагностику линий электропередач. Причём это устройство крепится на воздушные линии один раз, через опоры робот перемещается самостоятельно. Одно из костанайских предприятий уже готово взять этот удобный и компактный агрегат для тестирования на практике. А у ребят уже новая задумка: они планируют разработать устройство для дезинфекции помещений, что в последние годы стало особенно актуально. 

Проект ещё одного победителя фестиваля «Kostanay Project», студента Костанайского строительного колледжа Александра Степанченко носит социальную направленность. Под началом преподавателя Татьяны Ловягиной он разработал архитектурный план автобусных остановок, которые могут служить не только для укрытия от непогоды, но и в качестве познавательного, просвещающего объекта. Например, дизайн остановки у библиотеки включает изображение книг с названием произведения, с указанием автора. Александр рассчитывает, что у горожан это вызовет интерес и побудит их к чтению. А остановка у парка Победы познакомит с именами костанайцев-героев, со знаменательными датами Великой Отечественной войны. 

Поздравляя победителей и призёров первого фестиваля социально-научных инициатив, Зауре Байменова подчеркнула важность проведённой ребятами и их наставниками работы и предложила организаторам «Жас ғалым.kst» провести встречу авторов проектов с представителями государственных структур, предпринимателями, которые могут заинтересоваться разработками и содействовать их практическому внедрению.

Результаты фестиваля «Kostanay Project»
                            
Секция «Физика. Науки о Земле и космосе»: 1 место – Айбат Сарсембай, школа-гимназия №10 им. А.Кунанбаева г. Аркалыка (Табиғи жағдайларда күн элементінің параметрлеріне ауа райының әрекетін зерттеу), 2 место – Артём Перепеляков, ФМЛ г. Костаная (Исследование возможностей изменения траектории движения астероида), 3 место – Полина Корчагина, ФМЛ г. Костаная (Влияние магнитных полей на рост и прорастание культурных растений).

Секция «Математика. Прикладная математика»: 1 место – Максим Духно, ФМЛ г. Костаная (Латинские квадраты и задачи судоку), 2 место – Томирис Кенжигулова, Аулиекольская школа-гимназия им. С.Баймагамбетова (Оценка возможности реконструкции центральной парковой зоны с. Аулиеколя), 3 место – Илья Пышкин, ОШ №1 г. Житикары (Криптография – наука шифрования).

Секция «Информатика. Информационные технологии»: 1 место – Сергей Трефилов, Александр Цюпай, ФМЛ г. Костаная (Устройство для очищения воздушных линий электропередач от снега и наледи), 2 место – Илья Гримаков, СШЛИИТ «Озат» (Система удалённого управления роботом-аватаром для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями), Иван Базаркин, Житикаринский политехнический колледж (Система видеоконференцсвязи «Bailanys»), 3 место – Дмитрий Кан, Костанайский политехнический высший колледж (Magic Mirror – инновационное решение интерактивного зеркала).

Секция «Экономика. География»: 1 место Пётр Литвинчук, Аркалыкский политехнический колледж (Рациональное использование системе отопления населённых пунктов), 2 место – Вероника Бутусова, Карабалыкская ОШ им. А.Кунанбаева (Сакральные объекты Костанайской области), 3 место – Дарига Насырова, Сарыкольский колледж агробизнеса и права (Startup-проект по переработке и утилизации шин).

Секция «Химия»: 1 место – Тэмила Сулейменова, СШЛИИТ «Озат» (Получение биоразлагаемого материала из растительного сырья), 2 место – Эвелина Фалалеева, ОШ №6 г. Лисаковска (Как покрасить ткань доступными методами), 3 место – Шолпан Ткенова, Пригородная ОШ Житикаринского района (Исследование химических свойств различных видов шампуней и их влияния на организм человека).

Секция «Биология»: 1 место – Даниил Хищенко, ОШ №23 им. М.Козыбаева г. Костаная (Наука против курения), 2 место – Татьяна Зиненко, Тогузакская ОШ Карабалыкского района (Особенности естественного возобновления древесных пород растений на территории памятника природы «Веренский борок»), Анастасия Горбань, ОШ им. Б.Майлина района Б.Майлина (Ихтиофауна района на примере рек Аят и Тобол), Илья Пазников, Сарыкольский колледж агробизнеса и права (Влияние полноценных рационов на рост и развитие кроликов пород новозеландская белая, калифорнийская и фландр), 3 место – Карина Устарханова, Октябрьская ОШ г. Лисаковска (Биогеоценоз реки Тобол). 

Секция Охрана окружающей среды»: 1 место – Дарья Райляну, Узункольская ОШ №1 (Здоровье озера – здоровье человека), Карина Ромах, Аружан Нарымбаева, Дарья Лазарева, КПВК (Эко-тренд: посуда из биоразлагаемого материала), 2 место – Елена Павловская, ОШ №6 г. Костаная (Исследование гигиенической организации окружающей среды обучающихся), Михаил Губарь, ОШ №11 г. Костаная (Генератор свободных энергий как средство сбережения природных ресурсов), Мария Страх, СКАиП (Сравнительные испытания проведения сева масличного льна сеялками «Бурго» и СТС с целью выяснения их влияния на биологию развития культуры и экономическую эффективность производства),    3 место – Улан Игибаев, Фарида Бейсенби, Маякская ОСШ, Чеховская ОСШ Сарыкольского района (Охрана окружающей среды и школьники).

Секция «Градостроительство и ландшафтная архитектура»: 1 место – Александр Степанченко, КСК (Остановка автобуса как малая архитектурная форма – важный элемент в облике города), 2 место – Илья Луговских, КСК (Дендропарк «Денсаулық»), 3 место – Дана Бузылёва, Урицкая школа-лицей Сарыкольского района (Точные математические расчёты в благоустройстве пешеходной зоны с. Сарыколя).

Секция «Техника и технология»: 2 место – Максим Албатов, ОШ №5 им. Б.Момышулы (Изготовление макета колёсно-гусеничного трактора для крестьянских хозяйств), Богдан Глоба, СШЛИИТ «Озат» (Мобильная платформа общего назначения), Ельжан Сембаев, Костанайский колледж автомобильного транспорта (Макет сортировщика), Данияр Абикенов, ККАТ (Макет инкубатора), 3 место – Даяна Мусафирова, ШГ г. Тобыла (Подсчёт запасов), Мария Власова, КСК (Система управления отходами «Smart Trash»).

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.