Рекомендации МОН РК по организации дистанционного обучения

Выпуск - №000(000)   :   06.04.2020
391

Шестого апреля стартовало дистанционное обучение школьников Казахстана. В Министерстве образования и науки дали рекомендации педагогам по организации обучения.

1. Выбрать формат дистанционного обучения

* посредством телеуроков;
* использование интернет-платформ;
* передача заданий через почту или нарочно на бумажных носителях.

2. Информировать обучающихся и родителей:

* о том, что организация процесса дистанционного обучения будет не по традиционному, жестко фиксированному для всей школы расписанию, а по гибкому, индивидуальному графику;
* о том, какое количество учебных предметов для изучения будет предусмотрено каждый день согласно Рабочего учебного плана школы, при этом время занятий по предметам не будет указано для всех классов;
* о том, что продолжительность занятия по одному предмету не указывается и зависит от достижения целей обучения обучающимся и выполнением заданий;
* о демонстрации телеуроков по телеканалам «Elarna», «БАЛАПАН» (расписание);
о том, что повтор телеуроков в любое удобное время можно просмотреть на платформах BilimLand, телевизионных youtube-каналах;
* о возможностях интернет ресурсов для организации дистанционного обучения – BilimLand, Kundelik. Kz, Daryn.online, Microsoft TEAMS, GoogleClassRoom;
* об индивидуальном графике обучения учащихся в течении дня;
* о методах и средствах получения учебного задания на каждый день и их выполнении в удобное для обучающегося время;
* о предоставлении обратной связи через электронные журналы или иные определенные учителем доступные виды связи, в том числе мессенджеры;
* о том, что в электронный дневник не будет вноситься информация о посещаемости;
* о том, что занятия в дистанционном формате требуют поддержки и участия родителей, самостоятельной работы школьника с заданиями.

3. Согласно рабочего учебного плана школы проводятся занятия по всем учебным предметам четвертой четверти 100% (физкультура, художественный труд и т.п.)

4. При организации работы необходимо учитывать, что на период проведения занятий в дистанционном режиме:
* нельзя требовать от родителей фото, видео подтверждения выполнения школьниками заданий;
* заполнение электронных журналов проводится по необходимости;
* не требуется заполнение и сдача учителями дополнительных видов отчетов, касающихся дистанционного обучения;
* объем учебных заданий для обучающихся не должен превышать объема, рекомендуемого МОН РК ;
* учитывать психоэмоциональное состояние участников образовательного процесса.

5. Организовать педагогическую деятельность с учетом приемлемого, доступного и удобного формата дистанционного обучения

1. При использовании формата телеурока (аудио-урока):

* на основе поурочного планирования рекомендовать обязательный просмотр телеуроков;
* предоставить обучающимся задания для самостоятельного изучения/выполнения после просмотра телеуроков, ссылки на ЦОРы на доступных платформах и каналах (при наличии технических возможностей);
* предоставить задание на самостоятельное выполнение в системе электронных журналов, через электронную почту, WhatsApp, другие мессенджеры;
* осуществлять обратную связь посредством электронных журналов kundelik.kz, систем bilimal.kz, mektep.edu.kz, в случаях отсутствия электронных журналов – через доступные виды связи на усмотрение педагога (периодичность предоставления обратной связи учитель определяет самостоятельно).

Информация о телеуроках:

Телеканал «Balapan» (дополнительно транслируются аудиоуроки на «Қазақ радиосы») – для обучающихся на казахском языке/Расписание уроков – https://balapan.kaztrk.kz/ru/program;

Телеканал «Elarna» (дополнительно транслируются аудиоуроки на «Радио Классик») – для обучающихся на русском языке/ Расписание уроков – https://elarna.kz/ru/programma.

Телеуроки в ряде регионов будут ретранслироваться через местные региональные каналы.

Телеуроки (аудиоуроки) проводятся 5 дней в неделю по 10 минут каждый урок по учебным предметам 1-11 (12) классов.

Структура телеурока:

* видео-объяснение нового учебного материала учителем (6 минут);
* 2-3 вопроса для закрепления на экране крупным шрифтом (1 минута);
* 2-3 учебных задания для закрепления на экране крупным шрифтом (1 минута);
* 1-2 дополнительные цифровые ресурсы по теме (1 минута);
* ссылки на дополнительные ресурсы для самостоятельного изучения (1 минута).

Перечень учебных предметов для трансляции на ТВ:

1 класс:
* с казахским языком обучения – 7 предметов (Сауат ашу, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Ағылшын тілі, Орыс тілі, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения – 7 предметов (Обучение грамоте, Математика, Естествознание, Познание мира, Английский язык, Казахский язык, Самопознание).

2 класс:
* с казахским языком обучения – 7 предметов (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі, Ағылшын тілі, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения – 7 предметов (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі, Английский язык, Самопознание).

3 класс:
* с казахским языком обучения – 8 предметов (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі, Ағылшын тілі, АКТ, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения – 8 предметов (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі, Английский язык, ИКТ, Самопознание).

4 класс:
* с казахским языком обучения – 8 предметов (Қазақ тілі, Математика, Жаратылыстану, Дүниетану, Орыс тілі, Ағылшын тілі, АКТ, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения – 8 предметов (Русский язык, Математика, Естествознание, Познание мира, Қазақ тілі, Английский язык, ИКТ, Самопознание).

5 класс:
* с казахским языком обучения – 10 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Математика, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, Жаратылыстану, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения – 10 предметов (Русский язык, Русская литература, Математика, История Казахстана, Всемирная история, Естествознание, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).

6 класс:
* с казахским языком обучения – 10 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Математика, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, Жаратылыстану, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения – 10 предметов (Русский язык, Русская литература, Математика, История Казахстана, Всемирная история, Естествознание, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).

7 класс:
* с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану)
* с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).

8 класс:
* с казахским языком обучения– 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).

9 класс:
* с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін-өзі тану);
* с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).

10 класс:
* с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра және анализ бастамалары, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі мен әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін -өзі тану);
* с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра и начала анализа, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык и литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).

11 класс:
* с казахским языком обучения – 14 предметов (Қазақ тілі, Қазақ әдебиеті, Алгебра және анализ бастамалары, Геометрия, Қазақстан тарихы, Дүниежүзі тарихы, География, Физика, Химия, Биология, Орыс тілі, Орыс әдебиетi, Ағылшын тілі, Информатика, Өзін- өзі тану );
* с русским языком обучения –14 предметов (Русский язык, Русская литература, Алгебра и начала анализа, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, География, Физика, Химия, Биология, Казахский язык, Казахская литература, Английский язык, Информатика, Самопознание).

Не вошедшие в перечень транслируемых по ТВ учебные предметы рекомендуются для самостоятельного дистанционного обучения учителями (музыка, художественный труд, физическая культура, начальная военная и технологическая подготовка).

2. При проведении занятия через интернет-платформы

На основе поурочного планирования педагог предоставляет обучающимся учебный материал для самостоятельного изучения/ выполнения заданий из учебника, кроме этого рекомендует занятия, размещенные на интернет-платформах, а также использование доступных цифровых образовательных ресурсов.

Рекомендуемые интернет-платформы: BilimLand, Kundelik.kz, Daryn.online.  Цифровые образовательные ресуры: Mektep.OnLine, QaradomalakStudio, Оpiq.kz, Microsoft TEAMS, GoogleClassRoom. 
Данные интернет-платформы не предназначены для организации учебного процесса в онлайн режиме.
Предоставить учебное задание на самостоятельное выполнение можно в системе электронных журналов, интернет-платформы, через электронную почту, WhatsApp, другие мессенджеры.
Осуществлять обратную связь рекомендуется посредством kundelik.kz, bilimal.kz, mektep.edu.kz, в случаях отсутствия электронных журналов – через доступные виды связи по усмотрению учителя (периодичность предоставления обратной связи учитель определяет самостоятельно).

Алгоритм разработки контента и проведение дистанционного урока:

1. Определить тему и тип урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).
2. Проработать организационную модель урока
3. Определить перечень учебных средств
4. Обеспечить доступность учебных материалов обучающемуся: электронная почта; групповые/индивидуальные чаты в мессенджерах и социальных сетях WhatsApp, Telegram и др. («Дистанционное обучение класс, литер»; установление правил работы в WhatsApp для всех его участников).
5. Использовать различные информационные обучающие материалы (текстовые, презентации, графические, медиа, рисунки, таблицы, инфографика и др.).
6. Применять различные методы организации занятий (частично-поисковой, эвристический с проблемным изложением материала, исследовательский и др.).
7. Предоставить возможность обучающимся просмотреть телеурок/ видеоурок (если он записан ранее) в любое время (офлайн режим).
8. Предоставить обучающимся задания для самостоятельного изучения и выполнения: всем обучающимся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей; творческие (написать заметку, характеристику героя, аннотацию к книге и др.), проектные работы, исследование и др.; групповые работы обучающихся в чате социальной сети, в групповой переписке в почте (распределить роли); согласно дидактическим принципам, читаемость/эстетичность подготовки учебного материала и задания для самостоятельного выполнения; с указанием ссылок на ЦОРы.
9. Организовать обратную связь с обучающимися: принимать результаты выполненных работ школьников; проводить анализ выполненного задания;  комментировать и предоставлять рекомендации; ознакомить обучающегося с результатами; проводить индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями при необходимости;

Обратная связь осуществляется посредством: электронных журналов, интернет-платформ; электронной почты; месcенджеров – whatsapp, telegram и др.; мобильной и стационарной телефонной связи; почтовой связи.

3. Передача учебных материалов через Казпочту при отсутствии интернета. 

На бумажном носителе для обучающихся необходимо:
* указать наименование класса, название предмета, тему занятия, страницу учебника;
* написать краткий конспект по теме занятия;
* обозначить перечень вопросов из учебника для самостоятельного закрепления и выполнения;
* предложить дополнительные материалы по теме и механизм обратной связи.

Обучение в штатном режиме возможно:
* в школах с количеством детей от 5 до 80 и находящихся в дальних изолированных населенных пунктах;
* с соблюдением жестких мер санитарной безопасности (кварцевание, проветривание, сменность и др.);
* в случаях отсутствия карантина и зарегистрированных случаев коронавируса.
* по решению местного исполнительного органа с согласования органов здравоохранения.

Предполагаемый режим дня обучающегося

Просмотр материалов и учебных заданий по учебным предметам (каждый определяет самостоятельно время).
Обучающийся находится на связи с классным руководителем (по мере необходимости).
Ученик выполняет полученные задания в удобное для него время и отправляет педагогам работу по мере их выполнения.
В любом доступном режиме работает с учителем или направляет учителю возникшие вопросы.
Планирует следующий день.

Как организовать оценивание учебных достижений обучающихся

В четвертой четверти педагог проводит 1 СОР (4-8 мая):

1. Руководствуется требованиями при проведении суммативного оценивания в соответствии с приказом МОН РК от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»: п.14,14.1-14.3,14.5,14.7,14.8,15-18,21-26,29.
2. Не проводит суммативное оценивание по предметам «Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Физическая культура», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», «Общество и религия».
3. Указывает конкретную дату предоставления суммативной работы.

В четвертой четверти педагог проводит 1 СОЧ в конце четверти (18- 22 мая)

Количество суммативных работ в 1-10 классах
– суммативное оценивание за раздел – 1
– суммативное оценивание за четверть – 1

Количество контрольных работ в 11 классе
– самостоятельная работа – 1
– контрольная работа – 1

Сроки проведения суммативных работ
– суммативное оценивание за раздел до 8 мая
– самостоятельная работа в 11 классе
– суммативное оценивание за четверть до 22 мая
– контрольная работа в 11 классе

Деятельность участников образовательного процесса

Директор школы:
* обеспечивает организацию дистанционного процесса обучения, в том числе технические условия;
* принимает управленческие решения, направленные на повышение качества работы;
* осуществляет обратную связь с педагогами, обучающимися и их родителями (законными представителями) по мере необходимости;
* организует доставку учебных заданий и сбор выполненных работ обучающихся, не имеющих доступ к сети Интернет и средствам связи;
* обеспечивает строгое соблюдение требований по использованию индивидуальных средств защиты;
* не допускает запрашивание непредусмотренной отчетной документации.

Заместитель директора по учебной работе:
* доводит до педагогов количество часов согласно Типового учебного плана по каждому предмету;
* совместно с учителями-предметниками определяет организацию дистанционной учебной деятельности обучающихся: методы и приемы обучения, сроки получения учебных заданий обучающимися и представления ими выполненных работ;
* осуществляет информирование всех участников процесса обучения (педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, иных работников) об организации дистанционной работы;
* осуществляет методическое сопровождение в ходе организации дистанционного процесса обучения;
* осуществляет обратную связь с участниками дистанционного процесса обучения по мере необходимости;
* координирует работу по выполнению учебной нагрузки педагогами.

Заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор:
* разрабатывает контент для воспитательных мероприятий с использованием информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных средств;
* проводит мероприятия в дистанционном режиме (через социальные сети, сайт школы и другие);
* размещает информацию о проведенных мероприятиях в социальных сетях, на сайте школы;
* координирует работу классных руководителей.

Педагог-предметник:
* своевременно доводит информацию о видах работы до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), используя электронные журналы и дневники и другие доступные способы связи;
* своевременно осуществляет корректировку поурочного планирования и структуризацию учебных материалов;
* применяет оптимальные и разнообразные виды деятельности (телеуроки, посредством интернет- платформ, самостоятельная работа, чат-занятия и др.), доступные информационно-коммуникационные технологии;
* предоставляет задания согласно нормам объема домашнего задания;
* осуществляет контроль за самостоятельной работой обучающегося, предоставляет обратную связь;
* осуществляет сбор выполненных заданий доступным для учителя и ученика способом (электронные журналы и дневники, электронная почта, WhatsApp, Telegram, др. мессенджеры, мобильная или стационарная телефонная связь или через работников школы, операторов почтовой связи, определённых администрацией – в случаях отсутствия Интернета и другие);
* проводит индивидуальные консультации для обучающихся, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.

Дистанционно проводятся уроки по предметам:
«Физическая культура», «Самопознание», «Художественный труд», «Музыка», «Начальная военная и технологическая подготовка», «Основы предпринимательства и бизнеса», «Графика и проектирование», а учителя выполняют следующие виды работ:
* разрабатывают комплекс физических и строевых упражнений для выполнения обучающимися дома (Физическая культура, Начальная военная и технологическая подготовка);
* разрабатывают инструкции по изготовлению поделок, макетов и другое (Художественный труд, графика и проектирование);
* осуществляют консультации по проектной деятельности (Самопознание, Основы предпринимательства и бизнеса);
* предоставляют перечень музыкальных произведений, которые необходимо прослушать, оказывает необходимые консультации (Музыка);
* участвуют в организации и проведении воспитательных мероприятий в дистанционном формате.

Педагоги предшкольных классов общеобразовательных школ ведут дистанционные занятия по основным предметам: основы грамоты, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром.

Педагоги по предмету «Самопознание» при проведении уроков могут руководствоваться рекомендациями ННПОиО Центра «Бобек», размещенных на ссылке:http://school.ozin-ozi-tanu.kz//.

Для проведения дистанционного обучения в лицеях «Білім-инновация» будет использоваться образовательная платформа EduPage.

Обучающийся:
* находится на ежедневной связи с классным руководителем и учителями-предметниками;
* ежедневно самостоятельно изучает учебные материалы учебника, выполняет задания, в том числе через доступные средства связи;
* заходит в личный кабинет в электронном дневнике (электронный дневник, электронная почта, WhatsApp чаты и др. в случаях отсутствия интернета, связи – через педагога, оператора почтовой связи по определению администрации школы) для получения учебного материала и заданий, для самостоятельного изучения/выполнения (по возможности);
* предоставляет выполненные задания в соответствии с требованиями педагогов, отправляя их педагогу через доступные средства связи (электронный дневник, электронная почта, WhatsApp чаты и др. в случаях отсутствия интернета, связи – через педагога, оператора почтовой связи по определению администрации школы);
* соблюдает правила академической честности и принципы самоконтроля при выполнении учебных заданий;
* использует дополнительные цифровые образовательные ресурсы.

Родители (законные представители) обучающихся:
* создают обучающемуся условия для обучения;
* осуществляют контроль за обучением детей, выполнением обучающимися самостоятельных заданий;
* поддерживают связь с классным руководителем и учителями- предметниками.

Педагог-психолог:
* разрабатывает рекомендации по психологической поддержке обучающихся и их родителей (законных представителей) в условиях дистанционного обучения;
* индивидуально проводит консультацию с обучающимися, с родителями (законными представителями).

Классный руководитель:
* информирует родителей (законных представителей) о процессе обучения, о предоставлении обратной связи обучающимся, о ходе обучения и учебных результатах, о необходимости создания условий для самостоятельной работы обучающихся;

* создает и использует чаты, форумы обучающихся и их родителей в системах электронных журналов и дневников, а также через Whatsapp, Telegram и другие;
* осуществляет ежедневную связь с обучающимися и их родителями (законными представителями);
* предоставляет учителям-предметникам, педагогу-психологу списки своего класса с контактными данными обучающихся (номер домашнего, сотового телефона, электронная почта).

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.