Августовское совещании педагогов г. Костаная с участием акима города Марата Жундубаева, руководителя отдела образования Гульсим Уразбаевой, заместителя руководителя управления образования Данагуль Сюндиковой состоялось в смарт-центре «IQostanay».
На традиционной встрече, предшествующей новому учебному году, подведены итоги года минувшего и озвучены приоритеты развития образования, заданы ориентиры действий педагогического сообщества.
Гульсим Уразбаева проинформировала о проведённых ремонтах в системе образования города: завершается трёхгодичный капитальный ремонт яслей-сада №6 и продолжается двухгодичный ремонт ОШ №122 (закончится в 2026 году). Летом были проведены текущие ремонты в 17 школах за счёт подушевого финансирования и в 8 детсадах. Все они к началу учебного года завершены.
- Со 2 мая в соответствии с приказом министерства просвещения город Костанай вошёл в число регионов, реализующих пилотный проект по ваучерному финансированию дошкольных организаций, – обратила внимание Гульсим Адилхановна. – С начала внедрения ваучерной системы очерёдность в городские дошкольные организации сократилась в разы. Если в апреле в очереди числилось 2696 детей от 2 до 6 лет, то на сегодня это 339 детей. Этот результат стал возможным, благодаря новой системе распределения мест и расширению сети городской системы дошкольного образования. Так, в 2024-2025 учебном году в дошколу дополнительно введены 608 мест. До конца года планируется ввести 505 мест, что снизит очередность ещё на 21 %.
Руководитель отдела образования рассказала об инициативах в деле информатизации и внедрения технологий искусственного интеллекта. Опыт костанайцев был представлен в Шанхае: это не только ключевые управленческие практики, но и наработки педагогов и школьников с использованием искусственного интеллекта. К примеру, комиксы по произведениям казахских писателей, созданные учителями Акботой Ермаганбетовой (ОШ №17) и Эльмирой Рахимовой (ШЛ №1); игра, разработанная на базе «Костанай хаб» учащимися ОШ №19. Сейчас эта экшн-игра доступна для скачивания на маркетплейсе. Участникам курсов в Шанхае вручены сертификаты международного уровня.
Участникам совещания напомнили, что с этого года аттестация педагогов проводится в автоматизированном формате через платформу «Ұстаз», которая обеспечивает централизованный сбор и обработку данных. По новому формату уже аттестованы 630 педагогов. В целом количество педагогов города с категориями достигла 78%, что на 5% выше областного показателя. Из педагогов-мастеров Костанайской области половина – представители государственных организаций образования г. Костаная.
Особо отмечены профессиональные достижения учителей: на счету педагогов города 72 награды на областном уровне и 14 – на республиканском. Для повышения профессионального уровня реализуются инновационные проекты и международные инициативы. За прошедший учебный год педагогами города создано свыше 200 учебно-методических пособий, в том числе с применением искусственного интеллекта.
- Одним из ключевых моментов в развитии системы образования стала профилизация школ. Это означает, что каждая школа выбрала своё уникальное направление, что позволяет создавать целостную модель работы, внедряя проекты, в том числе с применением искусственного интеллекта, – подчеркнула Гульсим Уразбаева. – Уважаемые руководители, этот вопрос необходимо держать на особом контроле, и в его реализацию должен быть вовлечён каждый педагог.
Качество образования – это главная цель педагогической деятельности. И здесь у областного центра немалые успехи. В этом году школьники Костаная заняли в олимпиадах и научных конкурсах 434 призовых места на областном уровне, 34 – на уровне республики, 6 – на международном. По итогам республиканского конкурса команда Костаная признана «Лучшей олимпийской командой 2025 года», а звания «Лучшая олимпийская школа – 2025» удостоены три школы города: гимназия им. С.Мауленова, гимназия им. А.М. Горького и физико-математический лицей. Совокупная доля учащихся, завершивших учебный год на «4» и «5» увеличилась на 5%. Количество выпусников школ, получивших аттестат с отличием, выросло на 67%, обладателей знака «Алтын белгi» – на 79%. На ЕНТ более 100 баллов набрали 142 выпускника, это больше 10% проходивших тестирование.
Реализуя задачи Года рабочих профессий, усилено сотрудничество школ города с крупными предприятиями, проведены экскурсии и профориентационных встречи. Реализуются пилотные проекты «Педагогом я бы стал...» (гимназия им. С.Мауленова, ОШ №22, ШГ №18) и «Инженерная академия» (ОШ №8), проект по дуальному обучению (ОШ №5). Пятеро выпускников прошли обучение по специальности «Повар» в Костанайском колледже сферы обслуживания, девять десятиклассников продолжают обучение. По итогам года 47% девятиклассников выбрали рабочие профессии и продолжат обучение в колледжах (большинство на бюджетной основе). Колледжи выбирают и одиннадцатиклассники (6%).
- Системная профориентационная работа способствует осознанному выбору профессии и подготовке квалифицированных кадров для экономики города, – отметила Гульсим Адилхановна. – Педагогические специальности выбрали 14% выпусников школ, медицинские – 9%, технические специальности - 18%.
Говоря о результатах дополнительного образования, где Костанаю тоже есть чем гордиться, руководитель отдела образования обратила внимание, что воспитательная работа в школах города будет выстраиваться в соответствии с единой программой «Адал азамат», направленной на формирование честного, справедливого и сознательного поколения, и руководителям организаций образования необходимо взять на контроль реализацию данной программы.
Успехи отдела образования г. Костаная отмечены на областном августовском совещании: он признан победителем рейтинговой оценки среди отделов образования городов области и награждён сертификатом на 5 миллионов тенге.
- Эта высокая награда – результат слаженной работы руководителей и педагогических коллективов всего города, – резюмировала Гульсим Уразабаева.
Городская августовка также стала местом признания достижений костанайских педагогов. 18 учителей награждены грамотами акима г. Костаная. Грамота акима Костанайской области вручена руководителю методического кабинета ГорОО Алтынай Бектургановой. Благодарственным письмом от имени акима г. Костаная отмечены заслуги руководителя хореографической школы «Карнавал» Шамиля Фахрутдинова.
Приветственные адреса и сертификаты на сумму 1 млн тенге вручены директору я/с №8 Зауре Берсугуровой, директору ОСШ №14 Светлане Гавриловой, директору ОШ №23 им. М.Козыбаева Бауржану Саутбаеву, директору школы-гимназии №3 Светлане Ковлюшенко, директору ФМЛ Светлане Белоусовой.
За большой вклад в развитие системы образования Костанайской области Почётными грамотами управления образования награждены заместитель директора гимназии им. А.М. Горького Мария Годова, директор я/с №40 Вера Абитова, директор Школы технического творчества Амангельды Салыков, директор ОШ №14 Канзада Шынболатова, заведующая аналитическим сектором отдела образования г. Костаная Умсун Бектурганова.
Благодарственными письмами управления образования отмечен труд педагога дополнительного образования ОШ №11 Анатолия Ефанова, директора я/с №16 Галины Травкиной, учредителя частной школы «Жастык» Владислава Ескендирова, учредителя ТОО «Aniretake 2010» Ирины Павличенко.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».