На брифинге, который состоялся сегодня в Региональной службе коммуникаций, руководитель управления образования акимата Костанайской области Василий ЦЫМБАЛЮК подробно рассказал о том, как будет организовано дистанционное обучение школьников.
- Буквально через несколько дней начнется четвёртая учебная четверть, которая в текущем году продлится с 6 апреля по 22 мая. В связи с введением чрезвычайного положения в стране для усиления мер по защите от коронавирусной инфекции практически все школьники перейдут на дистанционное обучение.
Сразу оговорюсь, почему практически все. Решением заседания Государственной комиссии по обеспечению режима чрезвычайного положения от 26 марта текущего года отдалённые сельские школы с небольшим количеством обучающихся (до 80 человек), находящиеся далеко от районных центров, будут обучаться в обычном режиме с усилением санитарно-эпидемиологических мер.
В области таких школ 224 с общим контингентом более 7, 4 тыс. или 7 % от общего числа школьников. Перечень школ утверждён приказом по управлению образования, проводится работа по доведению его до педагогов и родителей. Обучение в данных школах будет организовано в две смены с разделением потока детей и не менее чем полуторачасовым перерывом между сменами, со строгим соблюдением режима проветривания и дезинфекции помещений после каждого урока. В школах будет введён масочный режим и усилен медицинский контроль. Вместе с тем при ухудшении эпидемиологической ситуации директора таких школ должны быть готовы к переходу на дистанционный формат обучения.
Остальные 274 школы области с контингентом свыше 100 тыс. школьников будут обучаться с использованием дистанционных технологий в соответствии с рекомендациями, разработанными министерством образования и науки РК. Важно не отождествлять дистанционное обучение с онлайн-обучением. Дистанционный формат гораздо шире и подразумевает использование сразу нескольких методов и инструментов. Он даёт большое поле для самоорганизации обучения.
В каких форматах может строиться дистанционное обучение?
Первое. Уроки через телевидение.
10-минутные видеоуроки с объяснением и закреплением новых тем по основным предметам будут транслироваться на канале «Балапан» - для учащихся с государственным языком обучения, на канале «Ел-арна» - для учащихся с русским языком обучения. Расписание видеоуроков по параллелям и предметам будет доведено до сведения каждого ученика и родителя в ближайшие дни.
Второе. Занятия через специализированные интернет-платформы.
Эти цифровые системы дают возможность ученикам не только смотреть уроки онлайн, но и возвращаться к ним, прорабатывая ту тему, которую они разбирали ранее. Также этот формат позволит проводить тестирование и оценивать полученные знания. В четвёртой четверти пользоваться этими системами можно бесплатно. Для организации дистанционного обучения будут использоваться возможности всех информационных платформ и электронных систем: kundelik.kz, bilimal.kz, mektep.edu.kz, daryn.online, EduPage, Modle, Canvas,Платонус, Сова ,Skype, Ватсапп, Zoom, Google Classroom, LearningApps, test.pad, видеоуроки, электронная почта ,мессенджеры и другие средства.
Отмечу, что уроки в дистанционном формате отличаются от привычных нам 40-минутных, за счёт наполненности и ёмкости материала они не требуют долгого сидения за компьютером, ведь их продолжительность составляет не больше 10-15 минут,
Третье. Использование мессенджеров и электронного дневника.
В тех регионах, где нет широкополосного интернета, в передаче заданий могут быть задействованы популярные мессенджеры WhatsApp и Telegram, электронная почта при использовании смартфонов. Через электронный дневник «Кунделик» учителя передают задания и получают готовые ответы, активно задействуя обратную связь.
Обращаю внимание родителей, что до начала четверти вам надо проверить и, по необходимости, обновить через классных руководителей логины и пароли от страниц ваших детей в системе «Кунделик».
В случаях, когда интернет в школе отсутствует совсем, дистанционное обучение строится в формате офлайн, тогда ролики и презентации к занятиям, задания на определённый срок могут передаваться на флеш-носителях с соблюдением санитарных норм.
Каждая школа, каждый педагог будут выстраивать учебный процесс, основываясь на рекомендациях и исходя из имеющихся ресурсов. Для педагогов всех школ региона проводятся обучающие семинары посредством интернет-технологий. В настоящее время проводится точечная подготовительная работа по переходу на дистанционное обучение, выясняются возможности буквально каждого педагога и обучающегося.
Много вопросов уже поступает от родителей, в семьях которых несколько детей школьного возраста, вдобавок сами родители работают в дистанционном режиме, а в наличии только один компьютер. Во-первых, обо всех проблемах такого рода необходимо сообщить администрации школы и классному руководителю до начала учебной четверти. Ваш вопрос будет решаться индивидуально.
Во-вторых, повторюсь, дистанционное обучение может быть организовано посредством различных электронных устройств, включая смартфоны, и с использованием различных каналов связи, в том числе флеш-накопителей.
На данный момент около 4 тыс. учащихся области нуждаются в компьютерах, у почти 4,5 тыс. школьников нет доступа к сети интернет. Но этот вопрос сейчас решается. С целью создания необходимых условий дистанционного обучения и оборудования рабочих мест более 5 тыс. единиц школьной компьютерной техники передаётся из организаций образования педагогам и учащимся, в первую очередь детям из социально-уязвимых категорий семей на возвратной основе. Также из местного бюджета выделено 300 млн тенге на приобретение дополнительных 1759 компьютеров для передачи во временное пользование семьям. В городах и районах области (г. Костанай, Рудный, Житикаринский, Костанайский районы и др.) организована работа по приобретению модемов для подключения мобильного интернета.
Министерством образования и науки внешняя оценка учебных достижений, или ВОУД, в текущем учебном году отменена. СОРы (суммативное оценивание за раздел) проводиться не будут. СОЧи (суммативное оценивание за четверть) сохраняются, но также будет организованы в дистанционном формате в облегчённом варианте.
Обращаясь к педагогам, хочу отметить, что в условиях дистанционного обучения все спорные ситуации при проведении суммативного оценивания, несомненно, должны решаться в пользу ребёнка. А родителям надо помнить, что оценка за год не основывается только на итогах дистанционного обучения, а является итогом всех четырёх четвертей.
Наиболее обеспокоены сегодня родители учащихся выпускных классов, и это понятно: впереди итоговые экзамены и поступление в вузы и колледжи. Когда МОН РК будут внесены изменения, определяющие проведение итоговой аттестации и организацию ЕНТ, мы их заблаговременно доведём до вашего сведения. А сейчас всем выпускникам необходимо сконцентрировать усилия на подготовке, особенно по профильным предметам, используя, в том числе, всевозможные онлайн-платформы.
Отмечу, что педагогами области проводится колоссальная работа по разработке видеоуроков по всем предметам учебного плана, включая физическую культуру и трудовое обучение. К примеру, разработаны видеоролики отдельно для начальных, средних и старших классов с комплексом общеукрепляющих упражнений, которые в обязательном порядке необходимо выполнять каждому школьнику.
При этом хочу напомнить о необходимости соблюдения режима труда и отдыха для всех школьников, от этого напрямую зависит здоровье, физическое развитие и успеваемость. И в этом большая ответственность возлагается как на родителей, так и на педагогов.
Со своей стороны мы сделаем всё возможное для обеспечения досуга школьников. Уже сейчас областными организациями дополнительного образования для школьников области организовано дистанционное проведение интеллектуальных и творческих олимпиад, конкурсов и челленджей.
Организации дополнительного образования также продолжат работу в четвертой четверти в дистанционном формате. Расписание занятий размещено на сайтах организаций, в социальных сетях, и будет доведено до каждой семьи.
Детские сады области работают в штатном режиме, обеспечивая возможность родителям быть на своих рабочих местах, действуют дежурные группы. В дошкольных организациях введен усиленный санитарный режим, проводится обязательная дезинфекция помещений и медицинский контроль.
По состоянию на 30 марта 2020 года в Костанайской области из 23 163 воспитанников 187 детских садов (в т.ч. 60 частных) посещают дошкольные организации 4108 детей или 17,7 %.
Обращаясь ко всем родителям, ещё раз напомню, что в садах обеспечен режим свободного посещения детей по желанию родителей с сохранением мест за детьми в дошкольных организациях. И если у вас есть возможность и желание оставить ребёнка дома, то вам достаточно написать заявление в детском саду. Оплата родителями за эти дни в государственных садах или частных с государственным заказом производиться не будет. В коммерческих группах частных детских дошкольных организаций данный вопрос решается учредителем.
Студенты колледжей продолжают дистанционное обучение до конца учебного года, то есть до 30 июня. Профессиональная практика для них переносится на следующий академический период. В выпускных группах оценка по практике будет определена по итогам ранее освоенных производственной и преддипломных практик или по итогам производственного обучения. Защита дипломных проектов для выпускников колледжей пройдет также в онлайн формате.
В общежитиях колледжей в силу разных, в основном финансовых, причин, остаются проживать 47 обучающихся, в том числе 41 из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых организовано горячее питание в соответствии с постановлением Правительства РК. Студентам из социально-уязвимых слоев денежная компенсация за питание переведена на карточный счёт.
В интернатных организациях для более 500 детей-сирот введён усиленный санитарный режим, полностью ограничено посещение, деятельность организаций находится на строгом контроле. Городские учащиеся специальных организаций, живущие в семьях, будут обучаться дистанционно, педагоги готовят занятия с учетом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Родителей особенных детей волнует вопрос работы психолого-медико-педагогической комиссии. Первичное обследование детей в ПМПК будет проходить строго по предварительной записи, повторные обследования для подтверждения диагноза - в дистанционном режиме. Вы можете обратиться за консультацией в областную психолого-медико-педагогическую комиссию по телефону 39-64-16.
Обращаясь к родителям, еще раз отмечу первостепенную роль семьи в организации обучения и принятии профилактических мер по защите от коронавируса. Именно вы своим примером можете показать на практике детям основы безопасного поведения в условиях пандемии, ограничить пребывание детей в местах массового скопления людей, стать для них надёжной поддержкой и опорой в это непростое время, помочь организовать распорядок дня ребёнка с учетом дистанционного обучения. Напомните детям об опасности нахождения у водоёмов в период таяния льда, о важности соблюдения техники безопасности дома. Сейчас у ребят есть хорошая возможность научиться у мам и пап практическим навыкам ведения домашнего хозяйства, которые обязательно пригодятся в будущем.
Уважаемые родители! Просим вас по возможности взять трудовой отпуск на период адаптации к дистанционному обучению. Если вам или вашим детям тяжело справляться с трудностями, поделитесь этим со специалистами Центра психологической поддержки по телефону 37-08-58.
Уважаемые родители и педагоги! Все мы сейчас находимся в одной и той же непростой ситуации и пытаемся решить одни и те же задачи. И мы должны быть едины в стремлении обеспечить нашим детям качественное обучение. Да, сложности на начальном этапе перехода на дистанционное обучение будут у всех: и у педагогов, и родителей и учащихся. Давайте решать возникающие проблемы в конструктивном диалоге, помогая друг другу и находясь в постоянном контакте.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.