Ученики костанайской NIS пополнили копилку достижений золотом и серебром

Выпуск - №14   :   14.04.2023
561

По итогам заключительного этапа республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам учащиеся костанайской NIS заняли 1 и 2 места.

В республиканском конкурсе научных проектов было представлено более 700 проектов по предметам естественно-математического и общественно-гуманитарного циклов. В этом учебном году 905 юных ученых страны защищали свои проекты на платформе Google Meet. Санжар Куставлетов занял 1 место с научной работой в секции «Математика» с темой «Разрешимость квадратных уравнений в ».

- Вычисляя корни по схеме Горнера, Санжар заметил, что если дискриминант равен ненулевому квадрату элемента поля, то уравнение имеет два различных корня. Следовательно, трёхзначное число, составленное из коэффициентов квадратного трёхчлена представимо в виде произведения двузначных чисел и, как следствие, квадратный трёхчлен представим в виде произведения двучленов, составленных из данных двузначных чисел, – поясняет научный руководитель, учитель математики Майра Мусабекова. – Санжар обобщил свои наблюдения и для уравнений высших степеней, составил программный код для разложения числа в . По такому принципу можно разложить любой многочлен на множители не единственным способом.

- Я рад победе на конкурсе, но ничего бы не было, если бы не мой научный руководитель Майра Мурзабековна. Время, потраченное на вычисления, бесконечные правки, дополнения, изменения дали свои плоды. В этом году не получилось принять участие в очно, в городе Таразе, но это не помешало мне показать высокий уровень работы и подготовленности. Я слушал много работ соперников со всего Казахстана, были достойные научные проекты, что говорит о высоком уровне конкуренции. В дальнейшем мы будем работу совершенствовать и выходить на новый уровень, – делится планами Санжар Куставлетов.

Амина Искакова и София Синицина заняли 2 место с научным проектом «Система с биометрической аутентификацией «EWA».

- Основная цель разработки заключается в том, что мы не видели ни одной отечественной разработки в создании голосовых ассистентов с внедрением синтеза и распознавания, основанного на фонемах казахского языка. Разработка велась в течение года и задача нашей колонки – понимать казахский язык и воспроизводить ответ на языке, – рассказали Амина и София.

 – «EWA» – это голосовой ввод и решение условий задачи по математике, физике и биологии; голосовой поиск ответов на вопросы из свободных информационных источников, WolframAlpha и других; голосовое управление устройствами, например, включение света в помещении, получение данных о состоянии датчиков температуры и уровня углекислого газа в помещении; переводчик между казахским и русским языками; развлекательные функции и воспроизведение сказок. Считаю, что это уникальный проект, идеи которого могут быть применены при создании собственных проектов в школьном возрасте, имеющих как социальную, так и практическую значимость, – рассказал научный руководитель, учитель информатики Александр Шерцер.

Абылай КАСЫМОВ

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.