По итогам заключительного этапа республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам учащиеся костанайской NIS заняли 1 и 2 места.

В республиканском конкурсе научных проектов было представлено более 700 проектов по предметам естественно-математического и общественно-гуманитарного циклов. В этом учебном году 905 юных ученых страны защищали свои проекты на платформе Google Meet. Санжар Куставлетов занял 1 место с научной работой в секции «Математика» с темой «Разрешимость квадратных уравнений в ».
- Вычисляя корни по схеме Горнера, Санжар заметил, что если дискриминант равен ненулевому квадрату элемента поля, то уравнение имеет два различных корня. Следовательно, трёхзначное число, составленное из коэффициентов квадратного трёхчлена представимо в виде произведения двузначных чисел и, как следствие, квадратный трёхчлен представим в виде произведения двучленов, составленных из данных двузначных чисел, – поясняет научный руководитель, учитель математики Майра Мусабекова. – Санжар обобщил свои наблюдения и для уравнений высших степеней, составил программный код для разложения числа в . По такому принципу можно разложить любой многочлен на множители не единственным способом.
- Я рад победе на конкурсе, но ничего бы не было, если бы не мой научный руководитель Майра Мурзабековна. Время, потраченное на вычисления, бесконечные правки, дополнения, изменения дали свои плоды. В этом году не получилось принять участие в очно, в городе Таразе, но это не помешало мне показать высокий уровень работы и подготовленности. Я слушал много работ соперников со всего Казахстана, были достойные научные проекты, что говорит о высоком уровне конкуренции. В дальнейшем мы будем работу совершенствовать и выходить на новый уровень, – делится планами Санжар Куставлетов.
Амина Искакова и София Синицина заняли 2 место с научным проектом «Система с биометрической аутентификацией «EWA».
- Основная цель разработки заключается в том, что мы не видели ни одной отечественной разработки в создании голосовых ассистентов с внедрением синтеза и распознавания, основанного на фонемах казахского языка. Разработка велась в течение года и задача нашей колонки – понимать казахский язык и воспроизводить ответ на языке, – рассказали Амина и София.
– «EWA» – это голосовой ввод и решение условий задачи по математике, физике и биологии; голосовой поиск ответов на вопросы из свободных информационных источников, WolframAlpha и других; голосовое управление устройствами, например, включение света в помещении, получение данных о состоянии датчиков температуры и уровня углекислого газа в помещении; переводчик между казахским и русским языками; развлекательные функции и воспроизведение сказок. Считаю, что это уникальный проект, идеи которого могут быть применены при создании собственных проектов в школьном возрасте, имеющих как социальную, так и практическую значимость, – рассказал научный руководитель, учитель информатики Александр Шерцер.
Абылай КАСЫМОВ
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».