Учиться в вузах Казахстана становится дороже с каждым годом

Выпуск - №000(000)   :   08.07.2022
1009

Цена платного обучения в вузах стремительно растёт. Ежегодно для студентов идет наценка в среднем на 10-15 процентов. Причем, стоимость фиксируется не везде, передает bilimdinews.kz со ссылкой на «Хабар 24»

Раньше, поступившие в государственный университет, платили оговорённую цену до получения диплома, без изменений. Сейчас же в частных учреждениях этого правила не придерживаются.

Изнуряющая жара в мегаполисе алматинских абитуриентов нисколько не пугает. На улице почти плюс 40, а будущие специалисты поскорее хотят определиться со своим альма-матер. Им предстоит до конца лета выбрать учебное заведение. Однако чтобы получить заветный диплом, обучаясь на платной основе, студентам придется хорошенько раскошелиться. А поступить на грант получится далеко не у всех.

Ярослав Шингарёв, абитуриент:

– Около миллиона триста- четыреста, около того. Ну, есть еще скидки по семейным положениям. Около 10 процентов, насколько я помню. Ну, в принципе не только учеба дорожает, а всё в принципе. Это инфляция, тут ничего не поделаешь.

Марк Копейчиков, абитуриент:

– Учеба на самом деле дорогая. Сейчас все дорогое. Но если надо жить, то надо идти дальше. Грант для меня это больше как возможность, потому что я могу проявить себя. Но также есть платная основа, это такой запасной вариант. Да, будет тяжелее, да, будет не очень приятно, но, тем не менее, я рад, что имеется такая возможность для тех, кто хочет учиться и хочет вкладывать в себя и развиваться, государство дает нам такую возможность.

По мнению профориентаторов, ежегодное увеличение стоимости за обучение в первую очередь связано с экономическим положением страны. И это, по мнению эксперта, нормальное явление. Также с каждым годом растут расходы на студентов со стороны учебных заведений. По его словам, регулярного увеличения стоимости обучения не избежать. Но в целях уменьшения социального и классового напряжения среди студентов, необходимо исправить некоторые детали в системе образования.

Диас Асанов, профориентатор:

– Благосостояние населения растет. То есть повышаются зарплаты учителей, повышаются минимальные заработные платы. Есть развитие. Но тут я хочу сказать, что ненормально то, что повышаются цены у одного ученика ежегодно. То есть нужно, как по мне зафиксировать стоимость обучения на первом курсе, и все четыре или три года нужно эту стоимость держать на той планке, которая была на первом курсе.

В Министерстве науки и высшего образования заявили, что стоимость обучения определяют сами вузы. Руководства заведений имеют полное право ежегодно пересматривать и повышать стоимость в пределах инфляции.

Ержан Амирбекулы, заместитель директора департамента высшего послевузовского образования:

– Мы должны понимать, что подготовка кадров стоит недешево. Во-первых, для того, чтобы выпустить на рынок высококвалифицированных и качественных кадров, нужны сильные профессора, нужна современная материально-техническая база. Нужно реализовать международные договоры, проекты. А для реализации всех этих отмеченных задач, нужны финансы.

По данным экспертов, дороже всего обойдется обучение на популярные в стране специальности. В этом году, как и в прошлом, в топ-5 профессий вошли такие направления как: информационные технологии, медицина, педагогика, менеджмент и информационная безопасность. Однако в стране наблюдается такая тенденция, что выпускники школ выбирают те направления, где выдают больше всего грантов. Это в свою очередь может привести к дефициту определенных профессий в будущем

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.