В костанайских ШЛ №1 и ОШ №15 проведён городской дебатный турнир-семинар, объединивший учащихся и педагогов в совместных действиях по развитию навыков дебатов, интеллектуальных соревнований и конструктивных дискуссий.
Дебаты – это яркая, зрелищная интеллектуальная игра, перспектива для активных молодых людей – будущих лидеров общества. А если это ещё происходит при участии как взрослых наставников, так и ребят, то мероприятие становится вдвойне незабываемым.
Важной особенностью турнира-семинара было его одновременное проведение в двух разных школах, каждая из которых представила свои уникальные аспекты. Общеобразовательная школа №15 представляла лигу на государственном языке под руководством замдиректора по ВР ОШ №15 Н.Арыстана (47 участников). В школе-лицее №1 действовала лига на русском языке под руководством координатора дебатного движения школ г. Костаная, учителя физики А.Гордиева (87 участников).
- На базе нашей школы проходит традиционный городской этап республиканского конкурса по дебатам среди школьников «Ұшқыр ой алаңы», - пояснил замдиректора по воспитательной работе ШЛ №1 Руслан Мурзагалиев. – Формат работы турнира на двух языках. В мероприятии принимают участие все школы города, а также дворовый клуб и ГШДТ. Главная цель совместного участия школьников и педагогов – дать возможность руководителям дебатных клубов прочувствовать те моменты, которые участники испытывают в ходе турнира.
В рамках мероприятия участники приняли участие в дебатах в американском парламентском формате (АПФ) и учились ключевым навыкам дебатов: аргументация, стратегии доказательств, опровержение и анализ. АПФ – это состязание аргументов, остроумия и риторических качеств в воображаемом парламенте. Две команды – правительство и оппозиция, состоящие из двух игроков, обсуждают резолюцию, предложенную для рассмотрения. Для раунда выбирается новая резолюция. Ход турнира управляется спикером парламента – судьёй. В АПФ больше внимания уделяется быстрому критическому мышлению, логической аргументации и анализу, нежели детальному исследованию и сбору доказательств.
Резолюция – это тема дебатов. Основными темами дискуссионных вопросов на проведённых дебатах стали стабильность и процветание Республики Казахстан, личное участие каждого гражданина в динамичном развитии страны, поскольку турнир-семинар был посвящён Дню республики.
- С каждым годом идёт развитие дебатов на уровне образовательных учреждений, – отметил Руслан Мурзагалиев. – Наши ребята принимают участие не только в турнирах школьного уровня, но и среди высших и средних учебных заведений города и области. Недавно наши участники выезжали в Астану, где проходил турнир «Небо кочевника», ребята не только участвовали в самом мероприятии, но и посмотрели республиканский уровень, другой формат проведения дебатов.
По итогам турнира места распределились следующим образом: победа присуждена ОШ №15 и ШЛ №2, 2 место заняли ОШ №17 и ФМЛ, 3 место – ОШ №115 и ШЛ №1.
Лучшими спикерами среди педагогов признаны Канат Касымов (ОШ №115) и Намик Абасов (ГШДТ); среди школьников – Тогжан Куанышбек (ОШ №115) и Валерия Гоман (ШЛ №1).
- Мои впечатления от турнира очень хорошие, – поделилась мнением Валерия Гоман, участница дебатного клуба «Диссонанс». – Резолюции, направлены на различные форматы, предполагают актуальные тематики. Мне понравилось, что в этом дебатном турнире играют двадцать восемь команд изо всех школ города, и это очень хорошо, потому что мы можем действительно соревноваться, проявлять себя. Спасибо большое судьям за разъяснение важных вопросов и за контроль временных рамок в этапах турнира.
Городской дебатный турнир-семинар стал ярким примером того, как образовательные учреждения могут содействовать развитию интеллекта и коммуникативных навыков учащихся и педагогов. Мероприятие способствует обмену опытом, укреплению командного духа и стремлению к знаниям.
Екатерина ПРОБАЛОВА
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.