В школе должно быть безопасно

Выпуск - №27-28 (575-576)   :   13.08.2023
219

До начала нового учебного года осталось чуть больше двух недель. О том, насколько школы области готовы принять учеников и обеспечить должный уровень образования и комфорта, рассказала на брифинге в РСК руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Костанайской области Айнагуль СУРАГАНОВА.

- По результатам мониторинга, проведённого департаментом по поручению министерства просвещения РК, отмечу, что местными исполнительными органами создаются необходимые условия для обеспечения безопасного пребывания детей в школах, – сказала Айнагуль Агыбаевна. – Так, в Костанайской области все школы оснащены видеонаблюдением, которое охватывает здания школ и периметр пришкольной территории. Система видеонаблюдения 98% школ имеет возможность проверки записей видеонаблюдения со сроком хранения информации не менее 30 суток. В девяти школах области ведётся работа по усовершенствованию системы хранения информации. 219 или 49% школ области имеют подключение видеонаблюдения к ЦОУ полиции, либо в дежурные части территориальных ОВД. Необходимо отметить, что вывод видеонаблюдения к ЦОУ обеспечен во всех организациях образования с большим контингентом обучающихся. 

Положительным моментом Айнагуль Сураганова отметила работу по оснащению оборудованием спортивных залов школ. Организации образования независимо от количества учеников хорошо обеспечены спортивным инвентарём, что позволяет успешно выполнять государственный общеобязательный стандарт образования. Также школьники обеспечены достаточным количеством учебной и художественной литературы. По информации ДОКСО, все школы области оборудованы тёплыми санитарными узлами, к настоящему времени проведён ремонт тёплых туалетов в школах города Аркалыка, ведётся в отдельных школах Узункольского, Мендыкаринского, Костанайского районов, города Лисаковска. 

Конечно, есть и проблемы, которые пока ещё в процессе решения. К примеру, большим вопросом стали котельные, встроенные в здания 47 школ области, из которых 26 – основные и средние школы. Это небезопасно для пребывания учащихся. И в этом году предусмотрены средства на вынос только 19 котлов.

- Важно материально-техническое оснащение учебного процесса, – подчеркнула руководитель департамента. – Несмотря на 100% обеспечение школ интернетом, его скорость в 43 школах фактически составляет до 4 мбит/сек, скорость от 4 до 10 мбит/сек имеют 51% школ и лишь третья часть школ (33%) оснащены интернетом со скоростью от 10 мбит/сек. В двух школах области (Чеховская ОСШ Сарыкольского района, Мерекенская ОСШ Наурзумского района) скорость интернета ниже 1 мбит/сек. В 101 школе области доля нефункционирующих интерактивных досок составляет более 50%. Не оснащены кабинетами химии 38% школ (148), физики – 50% школ (197), биологии – 49% (192) школ. Также выявлена потребность школ в кабинетах художественного труда и их оснащении, что сдерживает реализацию в полном объёме программного материала, а, следовательно, и Государственных общеобязательных стандартов образования. 

Как рассказала Айнагуль Сураганова, в 26 школах с контингентом, соответствующим нормативу сети, нет спортзалов. Общеизвестно, что сегодня стоит задача по обеспечению в предстоящем учебном году учеников начальных классов бесплатным горячим питанием. Тем не менее, в 91 школе нет столовых, в том числе в 33 школах нет как столовых, так и буфетов. Сейчас в некоторых школах Мендыкаринского, Денисовского района и района Беимбета Майлина ведётся работа по переоборудованию буфетов в столовые. 

- Наличие лабораторного оборудования, спортивного зала, объектов питания входят в квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании образовательной деятельности, – отметила Айнагуль Агыбаевна. – Актуальны эти вопросы и с учётом включения этих требований в процедуру государственной аттестации организаций образования, которая в ближайшие три года охватит 100% организаций образования. 

По результатам мониторинга ДОКСО выявлено, что в 23 школах с момента открытия не проводились ремонтные работы, 54 школы требуют капитального ремонта, в 16 из них ремонт запланирован, предстоит решить в 38. В 54 школах требуется ремонт отопительной системы. На конец июля в 52 школах области проводятся ремонтные работы, в 10 – капитальные, в 42 – текущие и косметические. По состоянию на начало августа отставание от сроков сдачи объекта выявлено в Джангильдинской общеобразовательной школе Мендыкаринского района, капитальный ремонт согласно проекту рассчитан на два года, ремонт реализуется с прошлого года. В школе 103 ученика, и, по данным МИО, в случае незавершения работ к началу учебного года занятия будут вестись на верхних этажах здания, где уже окончен ремонт. В двух школах области капитальный ремонт рассчитан с переходом на 2024 год. В Боровской школе-гимназии имени А.Чутаева есть вариант временного обучения в школе им. Г.Жумабаева, так как обе школы расположены в районном центре. В Костряковской школе Фёдоровского района (180 учащихся) для ведения учебного процесса будет задействован второй этаж с отдельным входом, в котором завершается ремонт, также будет использовано здание пришкольного интерната. 

- Необходимо отметить, что с учётом опыта работы прошлых лет и рисков возможного незавершения ремонтных работ к 1 сентября во всех школах разработан план мероприятий по недопущению срыва учебного процесса и обеспечения безопасного пребывания детей, – сказала Айнагуль Сураганова. 

Один из главных критериев готовности школ области к началу учебного года – укомплектование квалифицированными кадрами. В Костанайской области 65% школ являются малокомплектными, что обостряет проблему обеспечения педагогами, имеющими педагогическое образование по профилю преподаваемого предмета. В каждой третьей школе, подлежавшей государственной аттестации в 2022-2023 учебном году, выявлены неспециалисты. Зачастую педагоги имеют многолетний педагогический стаж по преподаваемому предмету, не имея соответствующего образования, что в свою очередь порождает другую проблему – недостаточную долю педагогов с категориями педагог-эксперт, педагог-исследователь, педагог-мастер. В связи с этим, как подчеркнула руководитель ДОКСО, перед педагогами должна стоять задача получения соответствующего образования, а перед руководителями школ – проведение системной работы по повышению качественного состава педагогических коллективов. 

- На сегодняшний день мониторинг позволил выявить проблемные зоны в системе образования региона и разработать адресные рекомендации по их устранению, привлечь внимание местных исполнительных органов и активной общественности к совместному решению проблем по повышению качества предоставления образовательных услуг, – резюмировала Айнагуль Сураганова. – Результаты проведённого мониторинга были обсуждены на расширенном совещании министерства просвещения, по итогам которого определены приоритетные задачи и решения на новый учебный год.
    

Ирина КУЗНЕЦОВА

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.