Завершён областной этап республиканского конкурса научных проектов по общеобразовательным предметам.
Самые масштабные по охвату и по времени проведения в плане работы Регионального научно-практического центра «Костанай дарыны» два мероприятия, которые проходят в течение нескольких месяцев и задействуют несколько тысяч человек. Это республиканская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам и республиканский конкурс научных проектов школьников по общеобразовательным предметам.
В конце первой четверти стартовала республиканская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам: 3-4 ноября прошёл школьный этап олимпиады, в котором приняло участие более 10 000 человек. Конечно, в связи с пандемией количество участников олимпиады уменьшилось и существенно, но те, кто увлечён математикой, историей, физикой или английским языком, уже смогли проверить свои знания и готовятся к следующему этапу.
Республиканский конкурс научных проектов начался ещё в апреле-мае, когда ребята представили научные проекты на районных и городских этапах конкурса, а буквально несколько дней назад завершился областной этап конкурса. В течение пяти дней с 23 по 27 ноября в онлайн-формате ученики 8-11 классов защищали свои проекты, отвечали на вопросы жюри.
Всего в конкурсе было представлено 295 проектов, авторами которых стали 342 ученика изо всех регионов Костанайской области. Защита проектов проходила в 19 секциях, настолько широк был спектр представленных работ: от физики и прикладной математики до краеведения и этнокультуроведения. На протяжении последних лет много проектов заявляют ребята как раз в секциях «Физика», «Охрана окружающей среды и здоровья человека», «Биология». «Иностранный язык». Но несомненным лидером по количеству участников в последние года является секция «Краеведение», что говорит об интересе и любви к родному краю. Причем изучаются не только исторические аспекты того или иного района или города, но и его люди, их вклад в развитие страны, области, района.
Детские работы оценивать всегда сложно. В состав жюри конкурса вошли преподаватели КРГУ им. А.Байтурсынова и КСТУ им. З.Алдамжара, много лет занимающиеся исследовательской деятельностью со школьниками. Члены жюри отметили хорошую подготовку проектов к конкурсу этого года, в том числе учеников из сельских регионов.
Призёрами конкурса этого года стали 153 проекта 182 авторов, из которых 34 проекта завоевали 1 место, 51 – 2 место и 68 проектов – 3 место. Хорошие результаты по итогам конкурса показали участники г. Костаная (48 призовых проектов), Костанайского района (12 призовых проектов), специализированной школы-лицея-интерната информационных технологий «Озат» (19 проектов), специализированной школы-интерната им. И.Алтынсарина (22 призовых проекта).
Защита проектов – это лишь один из этапов конкурса, в которых предстоит принять ребятам. Уже с 9 декабря начнется следующий тур – тестирование по профилирующему предмету, по итогам которого будут отобраны работы на 3 этап конкурса – экспертизу проектов. Финальный этап республиканского конкурса пройдёт в феврале 2021 года. К сожалению, в этом году он также переведён в онлайн-режим. Но мы надеемся, что, несмотря ни на что, команда Костанайской области выступит достойно.
Отдел интеллектуальных соревнований РНПЦ «Костанай дарыны»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.