Родина выдающегося просветителя Ибрая Алтынсарина, чьё 180-летие со дня рождения в ноябре отметит вся педагогическая общественность, принимала республиканские мероприятия в честь Дня учителя. Гостями Костанайской области стали победители республиканского конкурса «Лучший педагог-2021», руководители управлений образования всех регионов страны.
С участием министра образования и науки РК Асахата Аймагамбетова состоялось торжественное возложение цветов к новому памятнику Ибраю Алтынсарину. Министр посетил Мичуринскую общеобразовательную школу Костанайского района, Костанайский политехнический высший колледж, КРУ им. А.Байтурсынова. А в ОШ №27 г. Костаная состоялась встреча Асхата Аймагамбетова с учителями, директорами школ, колледжей, руководителями отделов образования районов и городов области.
В беседе с педагогами глава ведомства остановился на ключевых моментах реформ образовательной сферы. В частности, обратил внимание на принятие решения о ротации руководящих кадров.
- Я знаю, что это нововведение директора воспринимают неоднозначно. И я их понимаю: за 10-15 лет руководства образуется зона комфорта, школа становится вторым домом, эмоционально это даже хорошо. Но тем не менее, через определённое время всё-таки нужно, чтобы наши коллеги находили для себя новые вызовы, новые места и могли реализовать свой опыт в новых проектах, – пояснил Асхат Аймагамбетов. – Этот приказ уже подготовлен. Мы очень тщательно к нему отнеслись, долго обсуждали. Сегодняшняя версия такова: если директор семь лет работает в одной и той же школе, ему предлагают в рамках одной территориальной единицы равнозначную должность, и он обязан согласиться. Также мы определили чёткие квалификационные требования и порядок назначения директоров. Потому что у руководителя образовательной организации обязательно должен быть опыт работы в этой сфере за предыдущие годы, как профессиональный, так и руководящий. Словом, правила назначения директоров претерпели определённые изменения, они концептуальные и направлены на реализацию обновления управленческого состава.
Министр отметил и важность новых правил приёма педагогов на работу на конкурсной основе. По его словам, это позволит принимать новые кадры не по субъективным основаниям, а по квалификации, опыту, достижениям.
- Если мы хотим, чтобы в школы приходили сильные руководители, сильные учителя, это правильное решение. Этот принцип работы мы будем реализовывать, - сказал глава МОН РК.
Асхат Аймагамбетов обсудил с костанайскими педагогами темы подушевого финансирования организаций образования, работу Закона «О статусе педагога» и связанные с ним достижения.
- Мало кто оспаривает историческую роль Закона «О статусе педагога», мы уже видим его результаты, – отметил министр. – Я с удовольствием говорю о том факте, что средний балл ЕНТ абитуриентов педвузов в этом году – 96. Буквально два года назад был 60. То есть, поступали те, кто не был отличником. А сейчас сильные дети выбирают эту профессию. Минимальный проходной балл мы сделали 75, ни по одной специальности нет такого высокого порога. Через несколько лет мы получим новое поколение педагогов высокой квалицификации. Заработные платы педагогов повысились и дальше будут повышаться. То же касается снижения отчётности, отмены несвойственных функций. Я прошу руководителей отделов образования внимательно отнестись к требованиям закона: есть чёткий перечень обязанностей, учитель должен заниматься только непосредственно своей работой – учить и воспитывать детей. Всё! Что касается лишних документов – это незаконно, поэтому департамент по обеспечению качества в сфере образования жёстко, но обоснованно реагирует и принимает меры.
В воспитательной работе глава образовательного ведомства отметил важность проектов по развитию чтения, дебатному движению, школьному самоуправлению, а также необходимость по-новому, не только в формате отчётных собраний, организовывать взаимодействие с родителями учащихся.
У педагогов – участников встречи была возможность задать вопросы министру. Руководитель Регионального центра психологической поддержки и дополнительного образования Елена Петренко обратила внимание, что в связи с развитием дебатного движения необходима подготовка тех педагогов, которые будут заниматься этим видом воспитательной работы. Глава МОН РК пояснил, что такие курсы начнут системно работать со следующего года.
- Одно дело заниматься дебатным движением на голом энтузиазме, и другое – владея необходимыми компетенциями. Поэтому предложение принимается, - сказал министр.
Очень правильным Асхат Аймагамбетов назвал вопрос, поставленный директором Костанайского педагогического колледжа Галией Урамазбетовой, о соотношении образовательных программ колледжей и вузов при подготовке одинаковых специальностей. Министр считает необходимым отрегулировать взаимодействие КРУ с колледжами области, чтобы позволить выпускникам ссузов получить высшее образование в более короткие сроки, как это уже сделано в других регионах страны.
Директор Костанайского строительного колледжа Серикбай Кадыров оценил результаты реализации программы «Жас маман» и выразил надежду, что она получит продолжение, так как совершенствование материально-технической базы организаций ТиПО требует серьёзных ресурсов. Асхат Канатович подтвердил главенствующую роль МТБ для качественной подготовки квалифицированных специалистов и важность продолжения проекта «Жас маман», о чём поставлен вопрос на уровне правительства.
Директор Тогузакской ОШ Татьяна Леванова поделилась опытом работы по взращиванию педагогических кадров:
- Эту проблему мы решаем посредством деятельности педагогического отряда, который занимается ранней профилизацией учащихся, выбирающих педагогические специальности. О высокой результативности свидетельствует тот факт, что школа на протяжении последних 15 лет не испытывает дефицита кадров, 83% педагогического коллектива составляют её выпускники. Но проблема с кадрами в целом существует. На данный момент управлением образования инициирован проект «Педагог в непрерывном профессиональном образовании», участником которого стал ряд школ Костанайской области. Возможно ли рассмотреть вопрос формирования педагогических классов на базе школ и предусмотреть типовой учебный план для классов с педагогической направленностью? Такой непрерывный подход в подготовке кадров исключил бы попадание случайных людей в профессию.
«Не только можно, но и нужно», – ответил на это предложение Асхат Аймагамбетов.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
«Адал азамат» бағдарламасы: балабақшадағы тәлім-тәрбие
Тарих пен тағылым тоғысқан күн
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».