Чтобы достичь успеха, надо уметь думать

Выпуск - №39(636)   :   02.10.2024
90

photo-5456483863846052312-y

Так, вслед за Ньютоном, считает доктор физико-математических наук, ассоциированный профессор, заочный доцент Технического университета прикладных наук г. Вильдау (Германия) Петер Эндерс. Германский учёный на месяц приехал в Костанай, чтобы поработать в КРУ им. А.Байтурсынова. Здесь он читает лекции на темы «Актуальные проблемы современной физики» и «Оптика», ведёт курсы повышения квалификации для преподавателей.
С Казахстаном у Петера Эндерса давние связи. Впервые в нашу республику он приехал в 1982 году женихом казахской девушки, с которой познакомился в Москве: он учился в аспирантуре МГУ им. М.В. Ломоносова, а она, алматинка, проходила стажировку. Сейчас фрау Эндерс – исполнительный директор, член правления германо-казахстанского общества, и с её легкой руки началось сотрудничество с вузами Казахстана. Петер Эндерс работал в Таразе, Аркалыке, Павлодаре, в КазНУ им. Л.Гумилёва, КазАТИУ им. С.Сейфуллина. С 2015 года он почётный профессор института физики, математики и информатики Казахского национального педагогического университета им. Абая. И вот теперь его пригласили в Костанай для обмена опытом, налаживания сотрудничества и укрепления отношений между Германией и Казахстаном.
Петер Эндерс – физик-теоретик. Поэтому много думать – это его основной способ работы.
- Я могу и дома заниматься своим делом. Есть коллеги, которые делают огромные расчёты, которым нужны лаборатории, инструменты. В моей области нужны только голова и компьютер, – говорит учёный. – Надо внимательно читать классиков. Нужно учиться думать у мастеров. Студенты искусств идут в музеи и копируют произведения великих художников, чтобы научиться технике живописи. Я учусь научному мышлению у классиков физики. Например, у Ньютона есть теория поля для гравитации. В учебниках написано «теория поля Максвелла». Но люди не читают оригинальные работы Ньютона и считают, что это Максвелл придумал первым. Возможно, его работа независима от Ньютона. Но Ньютон уже использовал эти представления, и с их помощью можно делать переход от классической механики к электродинамике. Обычно это большой крюк, но эти уравнения можно получить в рамках классической механики. В учебниках этого почему-то нет. А в классическом труде оригинала есть важные дополнения.
Основная научная деятельность профессора Эндерса связана с классической механикой. Его интересует, например, как можно более близко связать классическую механику и электродинамику. Или такие специальные вопросы, как принцип Гюйгенса (основной постулат волновой теории, описывающий и объясняющий механизм распространения волн, в частности, световых), распространение волн, которое можно связать, например, с распространением теплоты, диффузией массы и другими. Уже около 20 лет работает над тем, как представить классическую механику в связи с другими направлениями физики, например, с общей теорией относительности, квантовой механикой. Вместе с коллегой Петер Эндерс «проложил путь» от классической механики к квантовой механике. Опубликовал два научных издания на немецком и английском языках, которые ориентированы на студентов, школьных учителей физики, чтобы сделать для них постулаты квантовой механики более доступными, понятными и простыми.
- Мы идём шаг за шагом от классической механики Леонарда Эйлера, которая мало известна из-за исторических причин. Но его изложение лучшее, на мой взгляд, – поясняет учёный. – Моя задача – сделать более доступным понимание этой науки. Мне всегда не нравилось, как получают преобразование Лоренца, применяющееся в теории относительности. И мы с другом нашли более простой путь, как найти это преобразование. Во-первых, это позволяет делать меньше предположений, в чём и заключается искусство. Эйнштейн начинает свою работу с очень сложной синхронизации часов. Я этого не понимаю и потому ищу другие пути, упрощения. Не надо координатной системы, не надо часы синхронизировать, делать все эти сложные вещи. И здесь в Костанае я буду об этом говорить со студентами и смотреть, как они воспримут. Мне интересно, насколько хорошо они будут это понимать.
Петер Эндерс не педагог. Но ему в последнее время приходится много работать со студентами, преподавателями вузов, где он проводит лекции и курсы. И потому старается вникнуть в систему образования, найти свои способы преподавания.
- Когда я готовлюсь к лекции, то, конечно, думаю, как обучить. Добавляю личный опыт, могу рассказать анекдот, чтобы увлечь аудиторию. Я не занимаюсь методикой обучения, но стараюсь максимально интересно и доступно доносить те знания, которыми хочу поделиться. Очень люблю задавать аудитории вопросы, общаться со студентами. В Германии гораздо менее выражена иерархия в вузах. Студентам проще обратиться к преподавателю за разъяснениями, помощью. Здесь же более строгие отношения, обучение преимущественно фронтальное: преподаватель стоит у доски или за кафедрой, студенты слушают. Когда я задаю вопросы, студенты затрудняются, они не привыкли к такому общению. Но нам всегда есть чему поучиться друг у друга. В казахстанском образовании есть свои преимущества, например, детализация более развита, чем в Германии. Могу сказать, что школьники в Советском Союзе больше учили наизусть, чем в ГДР (Петер Эндерс вырос и учился в восточной Германии). И когда я учился уже в Москве, обратил внимание, что мои сверстники наизусть знают многие уравнения, которые я не знал. Когда мы думаем, мы используем понятия. А если я ничего не знаю, я не могу думать. Поэтому знания, как основа любого дальнейшего развития, должны быть обязательно. И для этого нужно уметь трудиться. Сейчас в школах, даже в вузах много с детьми играют, развлекают.  А если дети привыкают играть, они не понимают, что такое серьёзность. Гёте сказал, что гений – это 1% таланта и 99% пота. Ньютон на вопрос «как вы так многого добились» ответил: «Я всегда много думал». Есть школы Монтессори, Вальдорфа, где больше играют. Результаты неплохие. Но в Германии, например, если ребёнок хочет поступить в государственный университет, он должен пройти экзамен, показав свои знания. Конечно, у нас более свободная система обучения в университетах, студенты сами выбирают, какие лекции и когда они слушают, сами строят себе расписание. Здесь (как и прежде в ГДР) всё по плану. Плюсы есть и в нашей, и в вашей системе. Для людей, которые хорошо самоорганизованы, чётко следуют своим целям, немецкая система удобна. А для тех, кто не так самостоятелен (особенно более молодых), ваша система лучше. Самодисциплины требуется больше, когда вы сами выбираете, как, когда и чему учиться. Тем более, для разных наук разные требования. Если историю можно изучать с любого периода, то в физике, математике важны порядок, системность.
Петер Эндерс не чужд современным технологиям, использует и искусственный интеллект, когда нужно перевести большой текст или проанализировать объёмный список первоисточников, найти нужную литературу. Но, как считает учёный, использовать ИИ, конечно нужно, но следует знать слабые стороны, контролировать информацию, потому что она далеко не всегда бывает достоверной, оценки, анализ не всегда бывает объективен.
- Применение искусственного интеллекта в образовании и науке в Германии серьёзно обсуждается. Например, как учитель может понять, сам ученик написал работу или с помощью искусственного интеллекта. Уже есть вузы, в которых посчитали, что письменные домашние задания бессмысленны, поскольку студенты выполнят их, используя искусственный интеллект. Там применяют устный опрос. Идёт дискуссия, может ли искусственный интеллект быть соавтором. И мнение большинства: нет, ещё не может, поскольку у ИИ нет ответственности за свой текст. Он собирает информацию, но за достоверность её не отвечает. Он вообще ни за что не отвечает. Если, например, исследование учёного и ИИ как соавтора нанесёт вред, кого за это наказывать?  Но, скажем, как переводчик ИИ уже вполне хорош. Конечно, надо самому потом смотреть, потому что есть слова и обороты, смысл которых меняется в зависимости от контекста, могут быть двойные значения и т.п. Электронный переводчик это не учитывает. Но в целом, конечно, он существенно облегчает процесс перевода больших текстов. То есть, искусственный интеллект хороший помощник в каких-то трудоёмких процессах, но полностью исключить человеческий интеллект нельзя.
В преддверии референдума о строительстве АЭС в Казахстане мы, конечно, не могли не поговорить с учёным-физиком об атомной энергетике.  
- После аварии в японской Фукусиме наш прежний канцлер Меркель, за 16 лет правления которой было принято слишком много ошибочных решений,  поручила закрыть все АЭС в Германии. Сейчас говорят, что 30% электроэнергии мы получаем от ветра и солнца. Но они недостаточно стабильны, полученную энергию трудно сохранять. Сейчас Германия покупает электроэнергию во Франции, где много атомных станций, в Польше, где много электростанций на угле. Дискуссия вокруг АЭС должна была быть корректной. Это не «да или нет» их наличию, а обсуждение применяемых технологий. Потому что есть технологии, которые менее безопасны. В Германии до этого применялась технология из США, она не так безопасна, но используется в силу политических причин. Например, в ГДР был современный реактор практически безопасный. Но его закрыли почти сразу после объединения Германии. Сыграла роль идеология. Так же как идеологией сейчас стала «зелёная энергетика». Когда говорят об опасности АЭС, почему не говорят о том, насколько опасны автомобили. В год три тысячи людей погибают в авариях в Германии. Получается, надо запретить машины? Как физик я доверяю атомной энергии, но весь вопрос в применении технологий. И именно этот вопрос – какую наиболее безопасную технологию применить – надо обсуждать в первую очередь, а не сам факт наличия или отсутствия АЭС. Обсуждать надо, какая это будет станция, кто будет строить, где строить… Конечно, страна должна сама себя обеспечивать энергией, чтобы быть независимой.
Ну и напоследок гость поделился впечатлениями о работе в университете, о Костанае и жизни в нашем городе.
- Мне оказалось легко и приятно сотрудничать с коллективом университета, здесь дружелюбная обстановка, внимательные коллеги, неравнодушное руководство. Из общения с ректором видно, что этот человек стремится развивать вуз, решать существующие проблемы. Город тоже понравился: много цветов, широкие улицы, очень интересный исторический музей. Вообще, я отметил высокий уровень культуры образованных людей, особенно старшего поколения. Приятно, что люди много знают о Европе, традициях, искусствах. Такого, например, в США, где я работал в университете среднего запада, не видел. Там есть города, где нет ни театров, ни оперы, ни даже кинотеатра. Есть школы, где детям не преподают, скажем, географию. Глупыми людьми ведь легче управлять. Радует, что в Казахстане это совсем не так. Конечно, есть вещи, которые показались странными, непривычными. Например, необычно видеть новые большие дома, и тут же маленькие, старые, где довольно бедно живут люди. Просто ужасные процентные ставки по кредитам, в том числе на покупку жилья. Непонятна большая разница в оплате автобусного проезда по карте и наличными. На многое очень высокие цены, что тоже удивляет. Но в целом мне нравится ваша страна, ваши люди, понравился ваш город. И я буду рад, если сотрудничество с костанайскими коллегами станет постоянным.

Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото отдела маркетинга и коммуникаций Baitursynuly University

Владимир Моторико: «Мне никакая тема не страшна»
Владимир МОТОРИКО: «Всем, что я умею, обязан своему деревенскому детству»
Диплом должен давать возможности
Сейтбек КУАНЫШБАЕВ: Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи.
Из любого положения всегда есть выход
Елена ПЕТРЕНКО: Есть место, где вам всегда готовы помочь – это Центр психологической поддержки
В битвах научного прогресса побеждают учителя
Владимир ПОЕЗЖАЛОВ:Сейчас нет проблем с получением информации, но есть другая проблема – отсутствие креативного мышления.

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.