В Казахстане 12 апреля отмечают День науки. Флагманом научной деятельности в области, конечно же, можно считать Костанайский региональный университет им. А.Байтұрсынұлы. О том, чем живёт вуз сегодня, какие у него перспективы говорим с ректором КРУ Сейтбеком КУАНЫШБАЕВЫМ.
- Сейтбек Бекенович, на должности ректора вы полтора года. В одном из своих первых интервью в этой должности говорили о том, что предстоит решить немало проблемных задач. Удалось с ними справиться?
- Когда я приступил к работе, были, конечно, некоторые сложные моменты: в коллективе накопилось недовольство уровнем заработной платы, несвоевременной выплатой отпускных и оздоровительных, распределением педагогической нагрузки. Во многом это было связано с тем, что после объединения Костанайского государственного университета и Костанайского педагогического университета следовало сразу провести ревизию по штатному расписанию. Вовремя это не было сделано, недоработка привела к тому, что не хватало средств на оплату труда. Надо было оптимизировать штатное расписание. К примеру, в отделе кадров одного вуза – 10 человек (условно), в отделе кадров другого вуза – 10 человек, а при объединении получилось 20. Нужно ли такое количество сотрудников? Разумеется, нет. И так же по всем подразделениям.
Второй проблемный вопрос – сокращение контингента студентов, которое наблюдалось на тот момент. У нас подушевое финансирование, студенты – это единственная возможность поступления денежных средств. Отдельное финансирование от государства университет не получает. Поэтому, естественно, сокращение контингента студентов негативно сказывается на финансовых возможностях вуза.
Я помню, когда здесь работал с 2004 по 2012 годы, то только в педагогическом институте обучалось 4800 студентов. Вернулся через десять лет – студентов в педвузе 2400. В два раза сократилась численность! В начале двухтысячных в университете контингент студентов составлял около 12 тысяч. А к моменту моего прихода ректором уже в объединённый КРУ – 6800. Это очень мало. Поэтому работа предстояла огромная.
В первую очередь приступили к профориентационной работе. Педагогам начали выплачивать оздоровительные. На сегодняшний день основные проблемы решены, у преподавателей обид уже нет. Договорные обязательства перед поставщиками полностью выполнены. Студентов у нас обучается 7500, и, надеемся, в новом учебном году набрать ещё больше. Хочется, чтобы университетская жизнь действительно бурлила. Надо только идти вперёд и обеспечить качественное образование всем студентам, а преподавателям создать необходимые условия.
- По поводу преподавателей: у многих сейчас, насколько я знаю, нагрузка снижена, то есть они работают не на полную ставку, а на половинную или три четверти, а то и одну четвёртую…
- Проблема в том, что у нас есть малочисленные студенческие группы. Полноценная группа – это когда в ней не менее 15 человек. Но когда у нас в одной группе пять человек, в другой – десять человек (и таких немало), они становятся грузом. С одной стороны, нерентабельные группы тех образовательных программ, на которые приходит не более десяти человек, можно закрыть. А если эти направления через время вновь понадобятся? Заново лицензию получить очень сложно. Поэтому оставляем, но каких-то катастрофических уменьшений ставок нет. Мы обеспечиваем заработную плату, согласно всем нормативам, установленным министерством науки и высшего образования. Ниже рекомендованного уровня никогда не опускаем.
- В чём значимость состоявшегося объединения двух костанайских вузов в один?
- Если обратиться к мировой практике, то во многих странах вузов не так много, в основном это крупные университеты, объединяющие вокруг себя различные образовательные направления. В едином вузе меньше административных расходов, более эффективно строится система управления, есть возможность оптимально распределять средства.
Сейчас в состав КРУ входит один институт – педагогический (у него давняя история и что-то кардинально менять сейчас мы не видим смысла) и четыре факультета (экономики и права; социально-гуманитарных дисциплин; машиностроения, электроэнергетики и IT; сельскохозяйственных наук). В прошлом году произошло такое изменение, которое связано и с особенностями контингента студентов, и с необходимостью выделить дисциплины, которые при прежнем формировании институтов были в тени. У каждого факультета и института свои традиции, свои подходы в работе. Со стороны руководства университета ничьи права не ущемляются, ко всем подразделениям одинаковый подход.
- Казахстанские вузы, в частности КРУ, – участники Болонского процесса. Действительно ли он нам необходим? Да, благодаря этому наши дипломы признаются в странах участниках процесса. Но не приводит ли это к оттоку специалистов из региона и страны в целом?
- Не думаю, что это существенным образом повлияло на «утечку мозгов». Человеку свойственно искать, где лучше, это нормально. Но если специалист переехал в другую страну, или девушка вышла замуж за иностранца, а их дипломы там не признают – это гораздо хуже, тем самым человека лишают возможности получить достойную работу. Диплом должен давать возможности.
То, что наши дипломы котируются в разных странах только в плюс вузу. Мы можем участвовать в программах по обмену студентами, чтобы наши ребята освоили новые образовательные программы. Мы можем приглашать к себе преподавателей зарубежных вузов, которые поделятся опытом, учёных, которые расскажут о новейших достижениях. Также и наши преподаватели выезжают в другие вузы.
Благодаря такому взаимодействию происходит развитие университета. У нас налажена связь по машиностроению с Dong Eui University (г. Пусан, Южная Корея), по сельскохозяйственному направлению с Северо-западным университетом Китая. В прошлом году два студента факультета экономики и права съездили по двудипломному обучению в Литву. Студенты выезжали на один семестр обучения в Польшу. Сейчас наши ребята проходят подготовку по двудипломному обучению в Набережных Челнах (Татарстан).
На днях у нас побывали представители университета Миннесоты (США). Мы с ним пока только знакомимся, определяем возможные пути сотрудничества, необходимые затраты и так далее. Если такое партнёрство окажется взаимовыгодным, то, конечно, начнём работать и с этим вузом.
- Развитие университета включает не только обучение студентов, но и научную работу сотрудников. Как выстраивается работа в этом направлении?
- Любой преподаватель вуза должен быть активен по четырём направлениям: учебный процесс, учебно-методический, научная работа и воспитательная деятельность. Наука – основная составляющая, потому что новое в этой сфере совершается практически ежедневно. Лет двадцать назад мы даже не знали, что у нас будут смартфоны. Сейчас они обычное удобство, к которому все привыкли. А что будет ещё через двадцать лет? Надо быть в этом процессе не наблюдателем, а участником. Какие сейчас комбайны изобретают! Какие сорта пшеницы! Все более новые подходы к исследованиям. Да, мы должны идти в ногу со временем. Для этого делается всё возможное.
Так, по линии министерства, ежегодно увеличивается количество грантов на научные исследования. В прошлом году наш университет выиграл два гранта по сто миллионов тенге сроком на три года по техническому и сельскохозяйственному направлениям. Также впервые за время работы вуза мы стали участниками программы целевого финансирования на 600 миллионов тенге для изучения экологического состояния водоёмов Северного Казахстана на примере Верхнетобольского и Каратомарского водохранилищ. Преподаватели, их магистранты, докторанты, работающие по этим грантам, получают не только возможность вести научную работу, но и отдельную оплату труда. Это их деньги, университет на них не претендует.
Большую работу ведёт наш научно-исследовательский институт прикладной биотехнологии. В период пандемии здесь, кстати, разрабатывали тесты на ковид. У нас работают сельскохозяйственные, технические лаборатории, открываем IT-лабораторию.
В Костанае строят завод KIA, работают такие крупные предприятия, как Allur, KamLitKZ, а значит, есть и будет большая потребность в специалистах, поэтому надо усиливать подготовку кадров для машиностроительной отрасли. Педагогических кадров тоже не хватает в регионе, несмотря на то, что их готовят два вуза. Нам есть над чем работать.
- Сейчас много говорят о необходимости повышения качества среднего образования, но, наверняка, и высшего образования это касается. Что в этом направлении предпринимают в университете, чтобы повысить заинтересованность студентов в получении знаний?
- Моё мнение – надо требовать и стимулировать. Причём всё должно начинаться со школьной скамьи. Сейчас в обществе сложилась такая тенденция, что всю ответственность за обучение и воспитание детей, студентов переложили на педагогов. Но родители должны не забывать о своей доле ответственности, потому что от них зависит, насколько их ребёнок будет стремиться к знаниям. Воспитанием должен заниматься, прежде всего, родитель, а педагог должен заниматься образованием.
Почему сейчас учителя не очень-то хотят становиться директорами, завучами? Поскольку чуть что случилось со школьником – директор виноват. Какой-нибудь блогер негатив написал – жди комиссию с проверкой. А в итоге это сказывается на качестве работы руководителя.
Ребёнок пожаловался родителям на педагога, родители начинают, не разобравшись в ситуации, штурмовать все вышестоящие инстанции с обвинениями и претензиями. Это, на мой взгляд, неправильно, от этого нужно уходить. Конечно, воспитательная работа лежит на педагогах, но это процентов двадцать-тридцать от всего воспитательного процесса. Основная часть должна быть в компетенции семьи, и родители должны осознавать свою ответственность за образование и будущее детей, не только защищать их, но и быть требовательными.
- Интерес к обучению в Костанайском региональном университете им. А.Байтұрсынұлы выпускников школ, думается, может стимулировать проведение на базе вуза научных конференций для школьников, которые, кстати, когда-то были традицией.
- У нас в этом направлении идет большая работа, а будет проведена еще большая. Сейчас идёт развитие материально-технической базы вуза. Планов у нас очень много, в новом учебном году запустим новые проекты. Этот год для нашего университета юбилейный – 85 лет. И в честь этой даты есть не просто планы, а полезные для региона инициативы. Мы их обязательно озвучим и реализуем. Выпускникам школ точно у нас будет интересно.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.